Современные спасатели должны быть профессионалами своего дела. Существуют образовательные учреждения, где спасению начинают учить со школьной скамьи. О таком опыте в интервью РИА Новости рассказал директор 2-го Московского кадетского корпуса МЧС полковник Юрий Галанин.
- Юрий Георгиевич, как происходит у вас ранняя профориентация? В рамках каких предметов ребят готовят к работе спасателей?
- С 5 по 11 класс кадеты углубленно изучают «Основы безопасности жизнедеятельности», для всего корпуса проводятся занятия по программе «Юный спасатель». У нас имеется все необходимое снаряжение, полоса препятствий, полигон, строевой плац, стрелковый тир, отрабатываются нормативы. Ежегодно в течение двух недель в июне все едут на войсковую практику в Спасательном центре МЧС под Ногинском. Теоретические знания отрабатываются на специальных тренажерах и учебных местах полигона МЧС. Ребята учатся преодолевать препятствия, выживать в экстремальных условиях, жить в палатках в лесу, готовить себе пищу, оказывать медицинскую помощь.
В 11 классе ребята проходят специальную практическую подготовку по программе «Спасатель», по окончании которой сдают зачеты и получают сертификат о прохождении полного курса подготовки спасателя, позволяющий им в 18 лет сдать экзамен и получить удостоверение спасателя для работы в поисково-спасательных отрядах МЧС России.
- Как получается заинтересовать ребят этой профессией?
- Помогают ролевые игры. Из старшеклассников формируются особые внештатные формирования. Группа по поддержанию общественного порядка отвечает за эвакуацию из здания в случае пожара, группа пожарной безопасности организует тушение очагов возгораний до прибытия пожарной команды. Малыши на первых порах играют роль спасаемых. Состав групп обновляется, и таким образом все кадеты успевают примерить на себя каждую должность и проявиться в ней.
- Подготовке спасателей уделяется много времени и внимания. Есть ли необходимость вырабатывать навыки поведения при чрезвычайных ситуациях в обычных школах?
- Чтобы уберечь себя от бед, связанных с чрезвычайными ситуациями, каждый человек должен не только знать основы безопасности жизнедеятельности, но и уметь выполнять различные действия по спасению. Сегодня в ряде московских школ ОБЖ уделяется недостаточно внимания: где-то часы, отведенные на данный предмет, свели до минимума, где-то его попытались интегрировать в другие предметы. Но если теорию ОБЖ еще как-то могут вобрать в себя уроки, допустим, географии, биологии, то практику – нет. А теоретические знания курса ОБЖ обязательно должны подкрепляться практическими навыками. Если человек ни разу не запустил огнетушитель в спокойных условиях, он едва ли сможет сделать это в критической ситуации. В чрезвычайных ситуациях кроме знаний, что делать, необходимо знать и как делать, и очень важны именно практические навыки, выполняемые автоматически.
Основы безопасности жизнедеятельности должны преподаваться в полном объеме, начиная с первого класса, хотя бы по одному часу в неделю. Элементарные знания о том, что спички – это опасно, дорогу надо всегда переходить только по пешеходному переходу на зеленый свет, а курение и наркомания – это плохо, должны внушаться детям с первого класса. Постепенно материал должен усложняться, а объяснения должны становиться научными – например, о вреде алкоголя и курения. Сегодняшняя ситуация не дает оснований уповать на то, что все это будет объяснено родителями, зачастую они сами не имеют достаточных знаний и нарушают элементарные правила безопасности.
- Как можно сделать уроки ОБЖ более интересными в обычных школах, где не предусмотрено необходимого технического оснащения и времени для преподавания этого предмета?
- Как и в случае с другими предметами, интерес к ОБЖ зависит от способа подачи предмета и таланта учителя. Один и тот же учебник можно интерпретировать по-разному. В случае с учебным предметом ОБЖ можно придумать множество интересных и познавательных вещей, не умаляя при этом важности и серьезности предмета. Так, об экологической безопасности можно рассказать детям не на уроке, а, предположим, во время экскурсии к городскому водохранилищу.
На уроки ОБЖ желательно чаще приглашать сотрудников и спасателей из служб МЧС России, управления гражданской защиты, управлений противопожарной безопасности, ГИБДД, других служб безопасности города или района. Они могли бы интересно и доходчиво рассказать о тех или иных чрезвычайных ситуациях в жизни, проверить полученные школьниками знания, а тем, кто ориентируется в ОБЖ лучше всех, вручить какой-либо знак отличия, для детей это очень важно.
Будет полезным также участие школьников во Всероссийской олимпиаде по ОБЖ, которая проводится с прошлого года, и в различных соревнованиях, таких, как «Школа безопасности», «Юный спасатель».
Материал подготовила Мария Грачева (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости