МОСКВА, 14 янв - РИА Новости. Крупнейший российский авиаперевозчик "Аэрофлот" вывел из эксплуатации самолеты Ту-154М, в последний день 2009 года лайнер совершил свой заключительный рейс SU736 из Екатеринбурга в Москву, сообщила в четверг пресс-служба компании.
Почти 40 лет Ту-154 перевозил пассажиров "Аэрофлота" на внутренних и международных линиях. Самолет Ту-154 поступил в "Аэрофлот" в конце 1970 года.
"Аэрофлот" заменил выведенные из эксплуатации Ту-154, которых в самолетном парке компании насчитывалось 23, аэробусами A320.
Таким образом, на сегодняшний день лишь около 5% авиапарка "Аэрофлота" приходится на отечественные самолеты - это шесть Ил-96. Перевозчик также эксплуатирует 11 лайнеров Boeing-767, восемь А330, 16 А321, 32 самолета А320, 15 аэробусов А319.
Как сообщила РИА Новости официальный представитель "Аэрофлота" Ирина Данненберг, в настоящее время решается вопрос о дальнейшей реализации выведенных из эксплуатации Ту-154. По ее словам, возможно, часть этих самолетов будет продана, а часть утилизирована.
В мае 1971 года самолеты Ту-154 начали использовать для перевозки почты из Москвы в Тбилиси, Сочи, Симферополь и Минеральные Воды. С 1972 года Ту-154 был допущен к выполнению пассажирских перевозок. Свой первый регулярный рейс Москва - Минеральные Воды Ту-154 совершил 9 февраля 1972 года. Второго апреля 1972 года Ту-154 начал эксплуатироваться на международных авиалиниях. В этот день на новом самолете был выполнен рейс по маршруту Москва - Берлин.
В 1980-е годы самолеты Ту-154 различных модификаций стали самыми массовыми самолетами "Аэрофлота". Ту-154 выполнял полеты по маршрутам, связывающим практически все крупные города СССР. В летние периоды самолет был основным "перевозчиком" туристов и отдыхающих в южные города страны. Ту-154 летал более чем в 80 городов Европы, Азии и Африки, неоднократно демонстрировался на различных международных выставках и авиационных салонах.
Ту-154М - пассажирский лайнер с дальностью полета 5 тысяч километров и вместимостью 131 пассажир. Крейсерская скорость самолета составляет 860 километров в час, максимальная высота полета - 12,1 километра.
"Аэрофлот" контролирует более 42% российского рынка регулярных международных перевозок, его совокупная маршрутная сеть насчитывает 856 пунктов в 169 странах. В 2008 году "Аэрофлот" перевез 9,3 миллиона человек, а вместе с дочерними компаниями - 11,6 миллиона. Авиакомпания располагает одним из самых молодых самолетных парков в Европе.
По состоянию на конец ноября 2009 года, по данным Росавиации, самолеты Ту-154 эксплуатировали авиакомпании "ГТК Россия" (Санкт-Петербург, 11 самолетов), UTair (Ханты-Мансийск, 18 самолетов), "Оренбургские авиалинии" (три Ту-154Б-2 и один Ту-154М), "Уральские авиалинии" (Екатеринбург, один Ту-154Б и четыре Ту-154М), "Владивосток Авиа" (пять Ту-154М), "Атлант-Союз" (четыре Ту-154М), "Якутия" (шесть Ту-154М), "Татарстан" (два самолета Ту-154М), "Кавминводыавиа" (Минеральные Воды, Ставропольский край, два Ту-154Б-2 и четыре Ту-154М), "Газпромавиа" (четыре Ту-154М), "Когалымавиа" (Тюменская область, два Ту-154Б и пять Ту-154М), "Авиалинии Дагестана" (один Ту-154Б и три Ту-154М), "Заполярье" (Красноярский край, один Ту-154Б-2 и шесть Ту-154М).
Также Ту-154 эксплуатируют крупнейшая российская алмазодобывающая компания "АЛРОСА" (Мирнинское АП, шесть Ту-154М) и Ульяновское высшее авиационное училище (институт) гражданской авиации (один Ту-154Б и один Ту-154М).
Кроме того, значительное количество самолетов Ту-154 находится в авиапарке различных авиакомпаний стран СНГ.