Ильгар Велизаде, политолог (Азербайджан), для РИА Новости.
Нынешний визит турецкого премьера Реджеба Тайиба Эрдогана в Москву можно без преувеличения назвать дружеским. Об этом свидетельствуют не только уровень и интенсивность политических контактов между руководителями обоих государств, но и конкретные шаги по реализации двусторонних торгово-экономических отношений, которые были предприняты на протяжении последних нескольких лет.
И не беда, что товарооборот между Россией и Турцией из-за влияния мирового финансового кризиса в прошлом году обвалился аж на 40%. Нет, конечно, это негатив, но негатив вполне преодолимый. Турция по-прежнему остается одним из крупнейших экономических партнеров России, обгоняя США и Великобританию. И стороны надеются за пять лет довести товарооборот до 100 миллиардов долларов.
Договорившись об участии Турции в «Южном потоке» и прокладке «Голубого потока-2» через турецкую территорию, Москва и Анкара теперь стоят перед решением еще более сложной задачи – довести эти проекты до ума. Возможно, что в нынешних переговорах в очередной раз была поднята и тема строительства трубопровода Самсун-Джейхан. В прежние годы Турция неоднократно безуспешно предлагала России стать участником в этом проекте, который был начат в 2007 году и должен быть окончен в 2011 году, однако не получала положительного ответа. Значительные усилия потребуются и при реализации подписанного в августе прошлого года соглашения по строительству первой в Турции атомной электростанции (предусматривается сооружение четырех энергоблоков мощностью по 1200 МВт каждый). Протокол, о ее строительстве у населенного пункта Аккую на побережье Средиземного моря, был подписан сторонами во время визита российского премьер-министра В. Путина в Анкару в августе 2009 года.
Кроме того, прошло сообщение что ОАО "Силовые машины" прорабатывает возможность участия в ряде проектов строительства ТЭС и ГЭС в Турции. Речь идет о сооружении ТЭС "Афшин Эльбистан" (4 блока по 300 МВт), ТЭС "Орханели" (1 блок на 200 МВт), ГЭС "Пембелик" (2 блока по 54 МВт), ГЭС "Дерекой" (3 блока по 35 МВт). Кроме того, компания заинтересована в поставках турбин и генераторов для первой турецкой АЭС "Аккую" (4 блока по 1,2 ГВт). Теперь для воплощения всего намеченного необходим целый ряд условий, важнейшим из которых является бесперебойная поставка необходимой техники и оборудования в места строительства конкретных сооружений.
Между Турцией и Россией существует отлаженное морское сообщение. Ежедневно десятки тонн грузов следуют из черноморских портов России в черноморские порты Турции и в обратном направлении. Однако для более эффективного осуществления столь масштабного строительства есть необходимость также и в наличии стабильного сухопутного сообщения. В условиях прекращения связей с Грузией это можно сделать лишь через азербайджанскую и армянскую территории. Но для этого нужен как минимум прорыв в карабахском урегулировании.
На протяжении всего последнего года главы Азербайджана и Армении при самом активном посредническом участии России довольно часто встречались. И временами даже казалось, что стороны невероятно близки к подписанию соглашения, открывающего путь к урегулированию армяно-азербайджанского конфликта. И всякий раз ожидания не оправдывались.
Зато Армения и Турция заметно продвинулись в решении проблем стоящих перед этими странами. Недавно конституционный суд Армении ратифицировал армяно-турецкие протоколы, предусматривающие нормализацию двусторонних отношений. Теперь – слово за Турцией.
В принципе, устами своих первых лиц Турция всегда давала понять, что ратифицирует договоренности с Арменией лишь при условии, что Армения согласится освободить оккупированные азербайджанские территории. Однако, в эти дни прошло сообщение о том, что «правительство Турции делает все возможное для ратификации протоколов без предварительных условий». Об этом заявил министр иностранных дел этой страны Ахмет Давутоглу во время своего визита в Великобританию.
Правда, при этом добавил: «Мы рассчитываем создать такой регион, в котором можно будет сесть на автомобиль в Баку, безопасно проехать через Нагорный Карабах, пересечь Ереван, Нахичевань и достичь Карса». Сделать это, не увязав ситуацию с мнением Баку, сегодня невозможно.
Похоже, сама Москва решила объяснить Еревану, какие перспективы могут открыться, если он все-таки примет условия сопредседателей минской группы ОБСЕ и решиться освободить пять из семи оккупированных у Азербайджана районов.
Для этого в Армению и отправился российский министр иностранных дел Сергей Лавров.
В Баку же ожидают прояснения позиций, не торопя событий. Обычно после визитов турецких политиков в Москву они либо прилетают в азербайджанскую столицу, либо звонят азербайджанскому руководству, как бы сверяя свои позиции со своим ближайшем союзником в регионе. В сегодняшних условиях не исключен звонок и из Москвы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции