Андрей Муртазин, обозреватель РИА Новости.
В минувшее воскресенье израильский премьер Беньямин Нетаньяху утвердил проект строительства защитных заграждений на границе с Египтом. Ориентировочная цена вопроса 300-400 миллионов долларов. По существу, речь идет о новой пограничной бетонной стене с современной системой электронной защиты, подобной той, что была выстроена Израилем на Западном берегу реки Иордан в минувшем десятилетии. Предполагается, что новая «защитная стена» пройдет вблизи сектора Газа, а также в районе израильского курортного города Эйлат, что на берегу Красного моря.
Идея Нетаньяху выстроить новую бетонную стену на границе с Египтом «для спасения страны от террористов и нелегальных эмигрантов» отнюдь не нова. Еще в 2002 году, во времена премьерства Эхуда Барака, а затем и сменившего его Ариэля Шарона, Израиль приступил к строительству «защитной стены», изолировав ряд палестинских городов и сел Западного берега от территории еврейского государства. По признанию самих израильских военных, «защитная стена» решила проблему безопасности лишь частично. За ее пределы в Израиль не могут легально попасть только те палестинцы и иностранцы, чьи имена занесены в «черные списки» израильских служб безопасности. Остальные арабы, среди которых есть и потенциальные террористы, но имеющие на руках подлинные документы, легко проходят контрольно-пропускные пункты и оказываются в Израиле.
Новая стена, по замыслу Нетаньяху, призвана защитить страну от контрабандистов и нелегальных эмигрантов, особенно из африканских стран. Египетско-израильская граница протянулась более чем на 250 километров. Это, преимущественно, Синайская пустыня, которая, по данным израильской полиции, стала излюбленным местом нелегального перехода границы. Каждый год через нее в страну попадают сотни нелегалов не только из Африки, но даже из стран СНГ, многие из которых имеют криминальное прошлое. Кроме этого, именно через Египет, сделав «географическую петлю» в Эйлат, из сектора Газа могут попасть «живые бомбы» ХАМАС. Именно так в 2007 году на курорт проник террорист-смертник, совершивший теракт.
Безусловно, опасения израильских властей не лишены оснований. Вопрос только в том, насколько эффективной окажется новая стена, и способна ли она «закрыть на замок» 200 километров пустыни, по которой по сей день практически беспрепятственно перемещаются местные кочевники - египетские и израильские бедуины, которые, как правило, и служат проводниками для нелегалов.
Примечательно, что защитную стену от террористов, контрабандистов и прочих чуждых элементов строит не только Израиль, но и его арабский сосед - Египет. Правда, «египетская стена» будет не наземной, а подземной, и не бетонной, а металлической. Цель - защититься от палестинских контрабандистов, которые особенно активизировались после того как Израиль установил блокаду мятежного палестинского анклава, находящегося под контролем ХАМАС. Предполагается, что подземная стена пройдет вдоль всей границы Египта с сектором Газа, протяженностью около 10 километров.
По сведениям Би-Би-Си, египетские власти с помощью американских военных инженеров буквально вкапывают в землю на глубину до 30 метров бронированные стальные щиты, которые, как предполагается, перекроют уже имеющиеся многочисленные тоннели контрабандистов и не позволят им построить новые.
Проблема терроризма актуальна в равной степени и для Каира, и для Тель-Авива. Именно поэтому египетская реакция на решение Нетаньяху была более чем сдержанной. Это «внутреннее дело Израиля», - заявил египетский МИД. Египетские посредники уже 3 года безуспешно пытаются примирить противоборствующие палестинские движения ФАТХ и ХАМАС и одновременно реанимировать палестино-израильский диалог. Поэтому строительство «подземной стены» - это еще и политический шаг, сигнал Египта руководству ХАМАС о том, что терпению Каира есть предел, и что у руководителей исламистов практически не осталось поля для политических маневров. Как, впрочем, и для военных действий, что наглядно продемонстрировала прошлогодняя война в Газе (израильская антитеррористическая операция «Литой свинец»).
Вряд ли новые военные инженерные сооружения, будь то новая пограничная стена, либо подземный «железный занавес», защитят Израиль и Египет от терроризма и экстремизма. Проблема требует политического решения, но правительство Беньямина Нетаньяху не склонно к компромиссам ни с ХАМАС, ни с умеренным движением ФАТХ Махмуда Аббаса. Продолжающее строительство поселений на палестинских территориях Западного берега вопреки воле мирового сообщества и блокада сектора Газа ведут лишь к усилению конфронтации. А о «ближневосточном мирном процессе» можно забыть, по крайней мере, при нынешнем израильском кабинете.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции