Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Как-то необычно подводить итоги года уже в январе. Но есть люди, которые подсчитали, что в 2010 году мы практически неизбежно увидим, как Китай обгонит Японию и окажется второй экономикой мира (после США). Об этом только что заявил Артур Кребер, директор «Драгономики» - исследовательской организации, размещенной в Пекине. Впрочем, прошлой осенью такие прогнозы уже делались, просто Кребер снабдил их статистикой.
В это воскресенье китайское таможенное ведомство опубликовало данные, по которым КНР оказалась первым в мире экспортером, вывезя в прошлом году товаров на 1,2 триллиона долларов. Обогнали в данном случае вовсе не США и Японию, а Германию. Немцы считают медленнее, но ожидается, что их экспорт составит только 1,17 триллионов.
Китайские обгоны довольно странные - они происходят на спаде, а не на подъеме. Дело в том, что экспорт Китая в 2009 году на самом деле сократился на 16%, проблема лишь в том, что немецкий экспорт упал куда круче.
Не исключено, что та же причина - спад - сильно поможет китайцам обогнать Японию. Потому что Япония уже потеряла 9% объема ВВП за период с 2007 по 2009 годы. И дело не только в начавшемся в 2008 году кризисе, проблемы у японской экономики продолжаются уже лет 30. И, прежде всего, это вялый внутренний спрос, который происходит, как говорят сами японцы, оттого, что «людям стало скучно жить».
Когда новое поколение японцев, родившихся сразу после катастрофической для страны второй мировой, создавало экономическое чудо, этим людям жить и тратить деньги было явно интересно. Но сейчас поколение энтузиастов уходит на отдых. В течение начинающегося десятилетия численность рабочей силы Японии сократится на 7,6 миллиона человек, то есть на 10%. Пенсионеров станет больше, активных работников меньше.
В Японии сейчас новое правительство - Демократической партии, и оно намерено тратить деньги на повышение рождаемости и улучшение образования, то есть инвестировать в людей, а не в инфраструктуру. Но в 2010 году эффекта от этих инвестиций уж точно не будет, а будет рост - возможно - в 1%. Вот тут-то китайцы и нажмут на газ.
Нет ничего принципиально нового в оценках, по которым Китай скоро станет первой в мире экономикой: эти цифры впервые зазвучали в начале ушедшего десятилетия. Зато новое постоянно проявляется в том, как те или иные страны или люди относятся к такой перспективе.
Очередной всплеск эмоций возник по поводу предсказаний Роберта Фогеля, Нобелевского лауреата 1993 года, работающего сейчас в Университете Чикаго. Фогель сделал оценку того, что будет, если темпы роста разных стран мира будут сохраняться ровно такими, как сейчас. То есть, если Китай будет все 30 оставшихся лет расти темпами 2009 года - 10,8%. В итоге Фогель вышел на цифру в объем ежегодного ВВП Китая в 123 триллиона долларов в 2040 году. Понятно, что это будет первая экономика мира, но какая! 123 триллиона - это втрое больше, чем произвел весь мир в 2000 году; и это доход в 85 тысяч долларов на человека в год - вдвое больше, чем прогноз на ту же дату для Евросоюза.
Наконец, китайская экономика в этом случае будет составлять 40% мировой, а экономика США - только 14%, а ЕС - только 5% от мировой.
Все это - куда сильнее недавних оценок Фонда Карнеги, по которым к 2050 году китайская экономика будет «всего-то» на 20% больше американской.
Вообще-то Фогель занимается не геополитическими страшилками - он сейчас исследует производительность труда образованных и необразованных людей. Он, например, знает, что по американским оценкам выпускник колледжа втрое более производителен, чем человек, окончивший девять классов. И поэтому Фогель делает свои оценки китайского роста, учитывая, что с 1998 до 2002 года число студентов вузов в КНР выросло на 165%, а обучающихся за границей - на 152%, и дальше тоже шло вверх.
То есть Фогель в своих исследованиях, вообще-то, просто работает на задумываемую президентом Бараком Обамой реформу американского образования, которому давно пора от примитивных «ЕГЭ» (в американском эквиваленте) двигаться дальше. А про китайцев он рассказал для иллюстрации совершенно к Китаю не имеющей отношения мысли.
Как всегда в таких случаях, Нобелевскому лауреату начали объяснять, почему он неправ и почему того, о чем он пишет, быть не может. Для начала, Китай, может быть, и стал в 2009 лучшим в мире рынком для сбыта автомобилей. Но все-таки собственной машиной владеет только 4% китайцев. Что будет, если эту цифру увеличить до американских пропорций - то есть в 20 раз? Откуда брать асфальт для дорог и бензин? А еще в Китае не хватит воды, для сельского хозяйства и не только для него. Наконец - тут уже за дело взялись скорее идеологи, чем чистые экономисты - китайцам для устойчивого роста не хватит демократии. Уж слишком успешным оказалась централизованное государственно-частное партнерство для того, чтобы минимизировать последствия нынешнего кризиса. Китайское руководство может решить, что, если так, то либерализация не нужна, а тогда рост уже точно захлебнется. Не может не захлебнуться. Потому что теория гласит именно об этом.
Так или иначе, в очередной раз всем нам напомнили, что к Китаю нужно относиться уважительно. В США это уже давно происходит. С одной стороны, американские профсоюзы и компании требуют от администрации ограничить импорт в США автомобильных покрышек и стальных труб из Китая (и многого другого). С другой стороны, комментарии СМИ США отмечают, что ни одна антикитайская мера уже не проходит через конгресс без боя. Потому что торговля с Китаем, отнимая работу у производителей стальных труб, дает ее множеству людей других профессий. И ни один конгрессмен уже не может голосовать, не выяснив, какую часть его электората затронут те или иные ограничения связей с Китаем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции