МОСКВА, 11 янв - РИА Новости. "Застрявшие" в Европе из-за обильных снегопадов российские туристы могут обратиться в суд с исками к авиакомпаниям, но шансы отсудить компенсацию за потерянное время, опоздание на работу и моральный вред практически равны нулю, считают российские адвокаты.
Из-за сильных снегопадов в районе горнолыжных курортов Швейцарии и Франции более 2 тысяч россиян не смогли вернуться на родину к первому рабочему дню нового года - 11 января. Авиакомпании были вынуждены задержать несколько десятков рейсов в Россию. Ожидается, что все задержанные в "Шамбери" рейсы "ВИМ-Авиа" до 02.00 мск вторника вернутся в Москву, в аэропорт "Домодедово".
Второй из восьми задержанных во Франции рейсов "ВИМ-Авиа" прибыл в РФ>>
Как пояснил РИА Новости адвокат Александр Глушенков, российское законодательство позволяет в случае задержки авиарейса подать жалобу с требованием компенсировать ущерб, однако сумма, которую реально можно получить, составит примерно от 5 тысяч до 15 тысяч рублей, при этом "железных гарантий выиграть дело нет".
Вместе с тем, россияне, бизнес которых пострадал из-за невозможности вовремя присутствовать при заключении сделок или подписании договоров, могут потребовать от авиаперевозчика компенсации так называемой упущенной выгоды, а в данном случае фигурировать будут уже цифры другого порядка, рассказал защитник.
Глушенков полагает, что авиаперевозчик, не выполнивший свои обязанности, не может оправдать это погодными условиями.
"Формально, единственная проблема - это готовность взлетно-посадочной полосы, ее расчищенность, а самолеты взлетать и садиться готовы почти всегда", - пояснил Глушенков, добавив, что, например, в Китае для расчистки взлетно-посадочных полос подключают большое количество людей.
"В Европе, возможно, нет такого количества свободных рук, но у них есть спецтехника", - отметил адвокат.
В свою очередь адвокат Игорь Трунов сообщил РИА Новости, что, согласно действующим правилам компенсации пассажирам, утвержденным Европарламентом и Советом Евросоюза, когда задержка длится более пяти часов, у недовольных есть возможность сдать билет, получив при этом компенсацию при приобретении других билетов от 250 до 600 евро, в зависимости от расстояния.
Кроме того, по словам защитника, при возвращении домой можно подать иск за отказ кормить или размещать "застрявших" пассажиров, но в данной ситуации необходимо собрать соответствующие справки и письменные подтверждения.
При этом, по его словам, "так не делает никто и никогда, история больше виртуальная".
Адвокат Дмитрий Аграновский говорит, что пассажиры задержанных из-за погоды авиарейсов вообще не вправе рассчитывать на компенсацию, поскольку самолеты не летали по соображениям безопасности.
Пункт 76 Федеральных авиационных правил предусматривает отмену или задержку рейса, если это делается для обеспечения безопасности пассажиров, при этом авиакомпания не обязана возмещать нанесенный ущерб, сказал адвокат РИА Новости.
"Неблагоприятные для полетов погодные условия, безусловно, создают угрозу безопасности, и в этом случае рейсы задерживаются или отменяются именно в интересах пассажиров, а, значит, они не могут требовать компенсации морального вреда, так как авиакомпания, напротив, заботилась об их жизни и здоровье", - уточнил защитник.
Адвокат отметил, что авиакомпания не несет никакой ответственности за погодные условия, "а раз задержка или отмена рейса произошла не по ее (авиакомпании) вине, то нет никаких законных оснований требовать с нее компенсации".