Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Январь 1940 года - пятый месяц второй мировой войны. Этот месяц, не богатый на активные боевые действия, стал серединой «странной войны» на Западном фронте. Прошло три месяца с окончания польской кампании Вермахта, и столько же оставалось до начала норвежской операции.
Затишье активно использовалось всеми сторонами для подготовки к грядущим боям. В декабре 1939 года во Франции была сформирована пятая дивизия англичан, а в январе 1940 года началась переброска еще пяти дивизий с Британских островов на континент. В тылу англо-французских войск началось строительство более 50 новых аэродромов с бетонированными полосами и шло развертывание авиачастей.
Однако серьезных боев не вели ни наземные силы, ограничивавшиеся редкими перестрелками с противником, ни авиация, в свою очередь ограничивавшаяся на сухопутном фронте разбрасыванием листовок.
Вермахт также готовился к боям. 10 января 1940 года Адольф Гитлер назначил дату наступления на Западе. Оно должно было начаться через неделю - 17 января 1940 года. Но в тот же день, 10 января 1940 года, произошел инцидент, заставивший Вермахт в корне поменять планы.
В этот день близ бельгийского города Мехелен совершил вынужденную посадку сбившийся с курса самолет Люфтваффе, на борту которого находился офицер связи воздушно-десантных войск Германии. Офицер был откомандирован командующим германскими ВДВ Куртом Штудентом во 2-й воздушный флот для уточнения вопросов взаимодействия. При себе он имел полный оперативный план наступления на западе.
Бельгийским военным удалось захватить самолет и офицера связи до того, как он сжег документы, и план стал известен западным союзникам. В результате решение о наступлении было отменено, а оперативный план было решено пересмотреть.
Новая немецкая концепция предусматривала отказ от стратегической внезапности нападения. Войска, сосредоточенные на западной границе, было решено держать в постоянной готовности, создавая у противников впечатление о готовности перейти в наступление в любой момент. Несколько изменялась расстановка сил, однако общая архитектура операции - наступление через Нидерланды и Бельгию с выходом к французской границе с северо-востока, в обход «линии Мажино» - пока оставалась неизменной.
Несмотря на затишье на суше, боевые действия продолжались на море, где Германия постепенно расширяла войну против судоходства западных союзников. В свою очередь, британские и французские ВМС активизировали действия против подлодок, рейдеров и германских военно-морских баз. В этот период, однако, действия германских подводных сил в значительной мере стеснялись отсутствием прямого выхода в Атлантику, что сокращало радиус действия подлодок, и малочисленностью подводных сил. Это обстоятельство было вызвано предвоенной политикой руководства Германии, которое сделало ставку на развитие сбалансированного флота, опирающегося на крупные боевые корабли. В результате строительство крейсеров и линкоров отвлекло значительные ресурсы, но за столь короткое время немецкий флот не смог ни сравняться, ни даже приблизиться по мощи к ВМС союзников. Подводные силы, развитие которых могло идти быстрее и обходилось дешевле, получили приоритетный статус лишь с началом войны, но до практической отдачи от этого статуса было еще далеко.
Тем не менее, германские подлодки уже стали серьезной угрозой на морских путях союзников, топя английские и французские корабли, выставляя мины и в целом наводя панику на коммуникациях. Грузооборот союзников был подорван введением конвойной системы, и хотя до критической угрозы было далеко, положение оценивалось как угрожающее.
На востоке Европы продолжалась советско-финская война. Потерпев неудачу в декабре 1939 года, СССР начал перегруппировку своих сил и их переоснащение в рамках подготовки к новому наступлению через «Линию Маннергейма». Финляндия, в свою очередь, восполняла потери и пыталась найти помощь на Западе, но самое большее, чего удалось достичь финскому руководству - это прибытие некоторого количества добровольцев и ограниченные поставки устаревшего вооружения.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции