Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кольцевая линия Московского метрополитена. Справка

© РИА Новости / Руслан КривобокСтанция метро "Комсомольская" (кольцевая)Станция метро Комсомольская (кольцевая)
Кольцевая линия Московского метрополитена представляет собой замкнутое кольцо, соединяющее в единый узел все радиальные линии. 1 января исполняется 60 лет с того дня, как в Москве был введен в действие первый участок Кольцевой.

1 января исполняется 60 лет с того дня, как в Москве был введен в действие первый участок Кольцевой линии метрополитена.

Кольцевая линия Московского метрополитена представляет собой замкнутое кольцо, соединяющее в единый узел все радиальные линии, кроме Бутовской линии легкого метро и Каховской, и семь из девяти московских железнодорожных вокзалов (Белорусский, Казанский, Киевский, Курский, Ленинградский, Павелецкий и Ярославский).

В первоначальные планы строительства Московского метрополитена Кольцевая линия не входила. Вместо нее планировалось построить "диаметральные" линии с пересадками в центре города. Однако после открытия второй очереди метрополитена в 1938 году выяснилось, что нагрузка на пересадочные узлы в таком случае была бы слишком большой. Для решения этой проблемы было решено построить Кольцевую линию.

По "Перспективной схеме Московского метрополитена" 1938 года Кольцевая линия планировалась значительно дальше от центра, но чтобы разгрузить Центральный пересадочный узел (ст. Площадь Свердлова, ныне – Театральная), в 1943 году было принято решение о строительстве линии по нынешней трассе, которая частично повторяет очертания наземного Садового кольца.

К строительству Кольцевой линии приступили еще до окончания Великой Отечественной войны. При проходке туннелей для линии строители столкнулись с большими трудностями: четыре прохода под Москвой-рекой, древние карстовые породы в устье Яузы, песчаные размывы и плывуны. Применялось искусственное понижение подземных вод насосами, кессонные работы, заморозка грунтов.

Не смотря на сложные условия строительства, Кольцевая линия была построена в рекордно короткие сроки. Линию сдавали тремя пусковыми участками.

1 января 1950 года был принят в эксплуатацию первый участок Кольцевой линии от станции "Курская" до станции "Парк культуры" протяженностью 6,4 километра. Он прошел от Парка Горького до Курского вокзала вдоль южного полукружья Садового кольца со станциями на всех главных площадях: "Калужская", "Серпуховская", "Павелецкая", "Таганская".

30 января 1952 года был открыт участок от станции "Курская" до станции "Белорусская" протяженностью 7,0 км. Линия проходила за пределами Садового кольца, присоединив к системе метрополитена крупнейшие транспортные узлы: площадь трех вокзалов (станция "Комсомольская"), Проспект Мира, улицу Новослободскую и Белорусский вокзал.

14 марта 1954 года был введен в эксплуатацию участок от станции "Белорусская" до станции "Парк культуры", замкнувший эту линию. Длина участка – 5,9 километра. Этот участок прошел через Красную Пресню и Киевский вокзал.

1 апреля 1954 года было принято в эксплуатацию электродепо "Красная Пресня", в которое передали все поезда работавшие на Кольцевой линии. До этого их обслуживало депо "Сокол".

На Кольцевой линии Московского метрополитена находятся 12 станций: "Парк культуры", "Октябрьская", "Добрынинская", "Павелецкая", "Таганская", "Курская", "Комсомольская", "Проспект Мира", "Новослободская", "Белорусская", "Краснопресненская", "Киевская". Каждая из них является пересадочной (в 1954 году, при замыкании кольца, пересадочных было только пять, последняя остававшаяся на линии станция без пересадки – "Новослободская" - получила переход на станцию "Менделеевская" в 1988 году). Протяженность Кольцевой линии составляет 19,4 километра, время в пути ‑ 30 минут.

Для удобства пассажиров часть станций Кольцевой линии именуются по названию расположенных вблизи вокзалов ("Курская", "Павелецкая", "Киевская", "Белорусская"), часть по наименованию расположенной вблизи станции метро площади, улицы, проспекта.

Станция метро "Краснопресненская" названа по улице Красная Пресня, в честь революционных событий 1905 года на Пресне. В 1991‑1992 годах ее планировали переименовать в "Пресня".

Станция "Комсомольская" была названа по "Комсомольской площади", или "площади трех вокзалов" – Ленинградского, Ярославского и Казанского. Ее дважды хотели переименовать в "Каланчевскую" (1991) и "Три вокзала" (1992).

Станция "Новослободская" названа по одноименной улице. "Таганская" – по одноименным площади и улице. В 1991 и 1992 годах ее хотели переименовать в "Каменщики".

Станция "Парк культуры имени Горького" получила название по расположенному неподалеку Центральному парку культуры и отдыха. В 1980 году она лишилась части своего названия из-за проведения Олимпиады, во время которой названия станций объявляли на английском языке и планировали объявлять на французском. Станция стала называться "Парк культуры". После распада Советского Союза станцию хотели переименовать в "Крымскую".

Станция метро "Добрынинская" до июня 1961 года называлась "Серпуховской". "Добрынинской" названа в честь участника Октябрьской революции, токаря Московского телефонного завода Петра Григорьевича Добрынина (1894–1917).

Станция "Проспект Мира" до июня 1966 года называлась "Ботанический сад". В 1991–1992 годах ее хотели назвать "Мещанской слободой".

"Октябрьская" раньше называлась "Калужской", после распада СССР это название хотели вернуть.

Все станции Кольцевой линии являются памятниками архитектуры и по праву считаются не только самыми красивыми станциями Московского метрополитена, но и частью облика самой столицы. В убранстве "Белорусской", "Комсомольской", "Таганской", наземных павильонов "Октябрьской" и "Курской" преобладает тема триумфа. Эти станции представляют собой величественные памятники народу, победившему в тяжелейшей войне. По стилю они пересекаются со сталинским ампиром семи московских высоток. Архитекторами станций Кольцевой линии были Алексей Щусев, Алексей Душкин и Иван Таранов.

Крупнейшие станции Московского метрополитена "Комсомольская" и "Курская" построены колонными, а остальные 10 станций имеют пилонную конструкцию.

На станциях "Комсомольская" и "Киевская" впервые в практике метростроения были сооружены четырехленточные эскалаторные тоннели диаметром 11,5 метра.

На станции "Новослободская" впервые были использованы витражи из цветного стекла. Все 32 витража выполнены рижскими мастерами по эскизам художника Павла Корина. Своды потолка станции "Белорусская" декорированы ‑ впервые в сооружениях метрополитена – 12 мраморно-мозаичными панно.

Все станции Кольцевой линии рассчитаны на прием составов из восьми вагонов, однако такие поезда по ней никогда не ходили. С момента открытия первой очереди 1 января 1950 года на линии работали шестивагонные составы, затем в связи с малым числом пассажиров количество вагонов в поездах было уменьшено до пяти, а с мая 1951 года до четырех.

В 1953 году в связи с увеличившимся пассажиропотоком и ожидающимся резким увеличением количества пассажиров после завершения строительства третьей очереди Кольцевой линии составы стали пятивагонными, а к концу года шестивагонными.

В настоящее время Кольцевую линию обслуживают шестивагонные составы или пятивагонные типа "Русич".

В будущем для снижения нагрузки на Кольцевую линию планируется построить еще две станции. Одну в районе Театра Российской армии между станциями "Новослободской" и "Проспектом Мира" с пересадкой на запланированную станцию "Достоевская" Люблинско–Дмитровской линии, другую в районе Белого дома – на перегоне между "Киевской" и "Краснопресненской".

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Оценить 0
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала