Ровно 10 лет назад, 31 декабря 1999 года, первый президент России Борис Ельцин добровольно прекратил исполнение полномочий президента Российской Федерации и передал их председателю правительства Владимиру Путину. О решении Ельцина россияне узнали из обращения президента, которое впервые прозвучало в эфире в полдень 31 декабря. О том, как Борис Ельцин принимал решение уйти с поста президента России, как семья Ельциных отмечала наступление 2000 года, о праздничном столе и новогодних подарках в интервью РИА Новости рассказала вдова первого президента России Наина Иосифовна Ельцина.
- Как Вы с Борисом Николаевичем справляли Новый 2000 год? В кругу семьи? Кто был за столом, кто звонил, кто приезжал? Какая была атмосфера в тот день? Борис Николаевич был печален или, наоборот, в приподнятом настроении? Долго ли отмечали праздник или рано пошли спать?
- Вроде бы все было как обычно. Собрались всей семьей за нашим большим столом. Но при этом это был особенный Новый год. Как будто с нас всех свалился тяжелый груз, который лежал на наших плечах все эти годы. Мы шутили, мы веселились, мы строили планы. Мы знали, что теперь принадлежим сами себе. Это удивительное ощущение. Боря шутил, улыбался. Он был доволен. Он чувствовал, что сделал большое и важное дело. Встречали Новый год как обычно – сначала в 10 вечера по екатеринбургскому времени, это наша традиция. А потом, в 12 ночи – по-московски. Включили телевизор. А там, у елки в кабинете в Кремле не Боря, а Владимир Владимирович. Разошлись как обычно, часа в два. Утром, на следующий день никуда не надо было торопиться. И не только на следующий день. У нас у всех началась новая жизнь, и это была огромная радость.
- Как отреагировали родственники на решение об отставке? Знали ли в семье об этом решении заранее, говорил ли Борис Николаевич с Вами, перед тем как принять решение?
- Борис Николаевич никогда дома не обсуждал дела. Не любил этого. Хотя, конечно же, нам хотелось спросить его о чем-то, выслушать его мнение. Но дома он предпочитал говорить больше о домашних делах. Ну, а в этот раз - уж тем более. Он это решение обсудил лишь со своими ближайшими сотрудниками, Таня, например, знала, она работала его советником, Александр Волошин, глава администрации. А мне сказал только утром, 31 декабря, когда уезжал в Кремль. Сказал в прихожей, перед тем, как сесть в машину. Я кинулась ему на шею, обрадовалась. Еле сдержала слезы. А в 12 дня, когда уже он выступил с телеобращением, вся наша семья узнала. И у всех у нас реакция была одна – радость. Мы все за эти почти десять лет, с 91-го по 99–й год, безмерно устали. Внучка Маша меня спросила: «Бабуля, теперь у нас буду одни права и никаких обязанностей?»
- Долго ли он готовил такие кардинальные решения, как часто в таких решениях он доверялся интуиции?
- Решения он обдумывал долго и при этом наверняка прислушивался к интуиции. Я думаю, толчком, который заставил его задуматься над своим решением, стали результаты думских выборов, состоявшихся в начале декабря. Новая партия «Единство», которую поддержал В.В.Путин, показала хороший результат на выборах. И Борис Николаевич решил, что настало время уступить новому лидеру, новому политику право возглавить страну. И ушел.
- Он вообще прислушивался, когда Вы или кто-то еще ему давали советы?
- Я уже говорила, что дома он не любил разговоров о делах. Он был недоволен, если кто-то начинал обсуждать политические или экономические темы. Поэтому советов мы ему не давали. Хотя, конечно же, все переживали, волновались, что происходит в стране, хотелось, чтобы ситуация скорее улучшилась.
- Вам тот Новый год запомнился еще чем-то, кроме отставки Бориса Николаевича?
- Да нет, только этим он для нас и отличался от всех предыдущих. Но еще, наверное, этот Новый год запомнился какой-то легкостью, что ли.
- Как обычно в семье отмечали Новый год? Что было на вашем столе в этот праздник, что больше всего любил Борис Николаевич?
- Он очень любил мои фирменные рыбные пельмени. А в остальном наш стол походил на новогодние столы многих россиян. Обязательно был салат оливье, без него Новый год – не Новый год. Заливная рыба, холодец, сало, соленые огурчики и помидоры. Салаты разные.
Все наша семья любит мою выпечку – творожные печенья, лимонник, торт из черемуховой муки. Все это тоже всегда было и есть на нашем новогоднем столе.
- Что Вы ему подарили в тот Новый год, какой он сделал подарок? Он вообще любил делать подарки? Какой он вам сделал самый красивый или, может быть, самый приятный подарок на Новый Год или другое торжество?
- Борис Николаевич любил делать подарки. Это у нас еще со свердловских времен пошло. Он всегда был Дедом Морозом. А в Москве ему помогать стала Таня – наша Снегурочка. Подарки они держали от всех в секрете. Все в доме собирались к восьми часам. Долго сидели за столом, говорили тосты. Потом собирались у новогодней елки, где уже были спрятаны подарки для всех. Дед Мороз объявлял имя, например, Ванечка, тот выходил к елке, выступал, если было желание, Снегурочка доставала из-под елки подарок, и Дед Мороз его торжественно вручал. Взрослые стихов не читали, но к елке тоже выходили. Семья большая, вместе с родственниками больше двадцати человек. Так что все это растягивалось не меньше чем на час. Мне Боря дарил каждый раз что-то особенное. Помню, подарил красивую вечернюю сумочку, в другой раз - нежный, теплый кашемировый шарф. Как-то подарил сережки. А через три месяца на день рождение - к ним кольцо. Это до сих пор мои любимые украшения.
- Как обстоят дела с созданием президентского центра Бориса Ельцина в Екатеринбурге? Какие у Вас пожелания к этому центру, и как они учитываются создателями?
- Пока эта работа только в самом начале. Закон, который принят нашей Думой, предполагает, что у каждого президента страны будет подобный центр. Но мы – первые. Хотелось, чтобы это был не просто музей, а настоящий культурный центр Екатеринбурга, чтобы каждый, кто пришел туда, нашел для себя что-то интересное.
- Как вы относитесь к тому, что в этом центре будет выделено место под музей Егора Гайдара?
- Безусловно, каждый из тех, кто внес особый вклад в становление новой России, должен получить свое место в этом центре. И, конечно же, Егор Тимурович Гайдар, с которым у Бориса Николаевича были особые, доверительные отношения.
- С кем из соратников Бориса Николаевича Вы встречаетесь? Часто ли видитесь с Вашими однокурсниками? Где встречаетесь? У кого Вы сами любите бывать в гостях?
- С однокурсниками я встречаюсь каждый раз, когда приезжаю в Екатеринбург. Мы вспоминаем наши студенческие годы, эти встречи каждый раз – незабываемые. С соратниками Бориса Николаевича я вижусь обычно в день его рождения. Для нас всех это особый день. Или вот сейчас, перед Новым годом тоже многие звонят, поздравляют меня - это в основном те, кто работал с Борисом Николаевичем. А в гости езжу почти каждый день к своим дочерям и внукам.