Рейтинг@Mail.ru
Сайт классного руководителя облегчит общение с родителями - РИА Новости, 29.12.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сайт классного руководителя облегчит общение с родителями

Читать ria.ru в
Дзен

Каким должен быть современный классный руководитель и охотно ли педагоги берут на себя эту обязанность, в интервью РИА Новости рассказала профессор кафедры педагогики Московского гуманитарного педагогического института (МГПИ), доктор педагогических наук, заслуженный учитель России Валентина Сергеева.

- Валентина Павловна, как педвузы готовят студентов к классному руководству, много ли часов на это отведено?

- Программой предусмотрено шесть академических часов: четыре теоретических и два часа семинарско-практических. Этого, конечно, мало. Наши студенты «добирают» знания на элективных курсах по выбору: «Классное руководство в современной школе», «Проектно-организаторская компетентность», «Современные концепции воспитания». В комплексе получается значительный объем материала.

Для работающих педагогов есть также много возможностей повышать квалификацию в области классного руководства на факультете дополнительного образования МГПИ. Они охотно учатся новым технологиям, участвуют в экспериментальных разработках. Сегодня к классным руководителям особенно пристальное внимание, поэтому они просто вынуждены пересмотреть отношение к своим обязанностям – учиться новым методикам, технологиям работы с детьми, больше общаться с родителями, проводить диагностику.

- Но учителя-предметники зачастую просто не имеют возможности полноценно заниматься воспитанием детей…

- Согласна. Поэтому многие и частные школы, и некоторые гимназии, лицеи, образовательные центры с хорошим финансированием отдают обязанности классного руководства классному воспитателю. Он ходит на занятия, следит за тем, кто как отвечает, работает с родителями. Такая модель работы эффективна, но для обычных школ слишком дорога.

Классный руководитель-предметник основной свой задачей считает обучение предмету. И, как правило, у него 22, а иногда и 30 часов занятий в неделю. Поэтому наша задача – готовить педагогов к грамотному классному руководству, а задача школы – делать нагрузку учителей-предметников сбалансированной, такой, чтобы они могли полноценно заниматься воспитанием детей. Считаю, это должно быть девять часов предмета и 18 часов классного руководства. При таком балансе учитель не «уходит» от преподавания и может ответственно заниматься воспитательной работой.

- Каким должен быть современный классный руководитель?

- Он должен уметь организовывать воспитательную деятельность с детьми, решая все вопросы не за них, а вместе с ними. Сейчас в нескольких школах мы проводим эксперимент: учим ребят быть более толерантными, терпимыми к детям всех национальностей. Начали мы с диагностики – спросили, что школьники понимают под толерантностью. Но не читали им лекции, а сделали так, чтобы они сами искали информацию – в словарях, в Интернете. И затем они рассказывали, что узнали о толерантности, в каких качествах она проявляется, рассуждали о поликультурном пространстве Москвы и многом другом. Дети продемонстрировали настоящую увлеченность, даже азарт.

Классный руководитель должен уметь общаться с родителями. К сожалению, современные школы остаются закрытым пространством – зачастую родители не могут прийти и побеседовать с учителем, а это бывает просто необходимо. При современных технологиях не сложно воспользоваться для этого электронной связью, если завести страничку классного руководителя. Такое уже практикуется в школах. Родители могут через компьютер просматривать отметки, узнавать о собраниях и других мероприятиях. Они охотно участвуют в жизни класса, где учится их ребенок, главное - суметь наладить контакт.

- Что нужно изменить в образовательной программе педвузов, чтобы повысить уровень профессионализма будущих классных руководителей?

- Необходимо увеличить количество часов, отведенных на обучение классному руководству, хотя бы до 12. И хорошо бы изменить подход к классному руководству – работа классного руководителя должна быть более технологичной. Он должен знать, как войти в класс, как говорить, как проводить диагностику ребенка, чтобы понять его интересы, потребности, способности и самое важное – формировать его отношение к труду. Грамотная диагностика класса показывает, каких детей нужно выделить, кого взять на особый контроль. Как правило, классные руководители уделяют внимание мотивированным детям и трудным ученикам. Обычно это около половины класса. Остальные ребята остаются без внимания. Но и их надо увидеть, суметь раскрыть их потенциал. Для этого есть методики и технологии, нужно их использовать.

- Охотно ли педагоги берут на себя обязанности классного руководителя, или в школах их по-прежнему «недобор»?

- Мне кажется, проблема нехватки классных руководителей решена. За классное руководство в большинстве образовательных учреждений доплачивается около 4 тысяч рублей (включая дополнительную тысячу, выделенную по указанию Владимира Путина), а это солидные деньги для учителя. Более того, сейчас нет проблемы с недобором учителей, и администрации школ могут выбирать действительно хороших педагогов, кому нравится не только преподавать предмет, но и заниматься воспитанием детей.

Материал подготовила Мира Агаева (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала