МОСКВА, 22 дек - РИА Новости. Актуализированный Генеральный план Москвы до 2025 года позволит создать условия для развития города, которые, с одной стороны, позволят максимально эффективно использовать промзоны города, а с другой - дадут возможность сохранить его исторический облик, заявил в четверг на пресс-конференции директор НИиПИ Генплана Москвы Сергей Ткаченко.
Основные параметры
Разработчики главного градостроительного документа разделили город на зоны развития и стабилизации - в зонах стабилизации планируется проводить только капремонт и благоустройство территории, а в зонах развития - реконструкцию, снос и новое строительство.
По Генплану, до 2025 года в Москве намечено снести панельные и блочные пятиэтажки, девяти- и 12-этажные дома площадью 5 миллионов квадратных метров. Генплан также предполагает строительство около 100 небоскребов, возведение деловых центров "Москва-Сити" и "Сити-2" и местных бизнес-центров в разных округах, позволяющих освободить центр столицы от офисов.
В центре Москвы будет проходить последовательная реконструкция пятиэтажек, в том числе построенных до первого периода индустриального домостроения, в объеме около 4,2 миллиона квадратных метров. Основное строительство нового жилья и другой инфраструктуры придется на те московские земли, с которых выведут промпредприятия между Третьим и Четвертым транспортными кольцами.
"В Москве должно остаться около 7,7 тысячи гектаров промзон. Остальные территории могут быть переосмыслены под жилье, природные зоны и коммерческие комплексы", - уточнил Ткаченко.
Он особо подчеркнул, что остающиеся в столице предприятия должны соответствовать экологическим требованиям, иначе их нужно переоснащать или выводить.
В расчете на умеренный рост населения
При этом, по словам Ткаченко, генеральный план развития Москвы до 2025 года предполагает, что за этот период постоянное население столицы увеличится не слишком значительно - с сегодняшних 10,5 миллиона до 11,5 миллиона.
Как уточнил он, дневное население города должно, в свою очередь, согласно Генплану, возрасти до 15 миллионов человек.
"Вместе с тем, власти города, насколько мне известно, разрабатывают и другой вариант, по которому население столицы снизится до 8 миллионов человек", - добавил он.
Как отметил Ткаченко, исходя именно из численности населения Москвы в 11,5 миллиона человек в 2025 году, в Генплане развития столицы до этого срока был заложен объем строительства жилья в 100 миллионов квадратных метров.
"Не факт, что именно столько жилья в городе будет построено, но эта цифра обозначает емкость города - тот объем, который он может в себя вместить", - пояснил он.
Данный показатель, уточнил глава НИиПИ Генплана, включает в себя и 47 миллионов квадратных метров жилья по программам города.
Кроме того, напомнил Ткаченко, проект Генплана Москвы предполагает снос некомфортного жилья в столице на 19 миллионов квадратных метров.
Акцент на транспортную часть
Учитывая, что в городе высока доля экономически активного населения, особый акцент проектировщики сделали на его транспортную составляющую.
Так, напомнил главный инженер НИиПИ Генплана столицы Михаил Крестмейн, только число работающих в центре Москвы превышает 2 миллиона человек, а всего в городе трудится 7 - 7,5 миллиона человек, в том числе и 1,7 миллиона приезжает на работу из Московской области.
Главный инженер НИиПИ Генплана Москвы обратил внимание на то, что 80% людей внутри города передвигаются на общественном транспорте.
По его словам, по планам властей столицы, которые вошли и в актуализированный Генплан развития города до 2025 года, в будущем 70 - 80% людей в столице по-прежнему будут пользоваться в своих поездках общественных транспортом.
"Именно поэтому Генплан предполагает развитие, прежде всего, таких видов транспорта, как метрополитен и железные дороги", - пояснил он.
Как пообещал Крестмейн, поезда по большому кольцу Московского метрополитена, появление которого предполагает Генплан развития столицы до 2025 года, смогут передвигаться с более высокими скоростями, чем сегодняшние поезда.
По его словам, новый контур столичного метро, который должен быть построен в городе, согласно Генплану, будет "принципиально другим, чем сегодняшнее метро".
"На нем будет внедрена система диспетчеризации, позволяющая эффективнее управлять движением", - сообщил Крестмейн.
В частности, привел пример главный инженер НИиПИ Генплана, станет возможным отправить один поезд из Солнцева в Новогиреево, а другой - из того же Солнцева в Медведково.
"Первая линия метрополитена, обладающая такими возможностями, появится в Кожухове", - отметил он, добавив, что развитие большого кольца московского метро станет возможным, "как только будет принято решение о выделении на это средств".
Переосмысление памятников культуры
Глава НИиПИ Генплана Москвы подчеркнул, что создатели главного градостроительного документа города стремились предусмотреть все для сохранения объектов культурного наследия столицы.
В то же время он призвал к переосмыслению их назначения в городе там, где это возможно.
Например, рассказал Ткаченко, многофункциональный промышленно-музейный комплекс площадью до 250 тысяч квадратных метров может появиться на территории Трехгорной мануфактуры в Москве - столичные проектировщики готовят проект развития Трехгорки, предполагающий "переосмысление" функций территории, на которых располагается одно из старейших текстильных предприятий России.
"Пока не все понятно с инвестиционной составляющей проекта, ведь вывести предприятие полностью не получится", - уточнил он, добавив, что среди потенциальных инвесторов развития Трехгорной мануфактуры есть и структуры предпринимателя Олега Дерипаски.
Как сообщил Ткаченко, проектировщики предлагают создать в старых корпусах Трехгорки Текстильный музей, торговые площади, на которых могла бы продаваться продукция предприятия, а также культурный центр.
Проект, по его данным, охватит и ТЭЦ постройки 1920-х годов рядом с мануфактурой, недавно признанную объектом культурного наследия.
"Кроме того, в стиле архитектуры мануфактуры могут быть построены еще несколько зданий, скажем, под офисы", - пояснил он.
Наконец, рассказал глава НИиПИ Генплана, в зону развития Трехгорной мануфактуры, по всей видимости, включат территории за ее пределами, - например, на земле, расположенной за бывшим офисом Токобанка (улица Рочдельская, дом 15, строение 56).
"Там мы предлагаем построить небольшой объем жилья", - отметил он.
Вместе с тем, как подчеркнул Ткаченко, все новые строения, которые появятся в рамках превращения Трехгорки в многофункциональный комплекс, будут невысокими - на уровне уже существующих зданий мануфактуры, а общая площадь нового строительства - небольшой.
"Сейчас готовится концепция проекта. Думаю, строительство на территории Трехгорки начнется не раньше, чем через полтора-два года", - заключил он.