Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Культура

Балет "Эсмеральда". История создания

© РИА Новости / Озерский / Перейти в фотобанкРепродукция афиши балета «Эсмеральда», поставленного Мариинским театром в Ленинграде в 1902 году
Репродукция афиши балета «Эсмеральда», поставленного Мариинским театром в Ленинграде в 1902 году
25 декабря состоится премьера легендарного балета "Эсмеральда" на новой сцене Большого театра. В последний раз этот балет шел в Большом в 1934 году.

25 декабря состоится премьера легендарного балета "Эсмеральда" на новой сцене Большого театра. В последний раз этот балет шел в Большом в 1934 году.

Первая постановка

«Эсмеральда» - балет в 3 действиях, 5 сценах. Впервые был поставлен на сцене Лондонского Королевского театра французским балетмейстером Жюлем Перро, по мотивам романа Виктора Гюго «Собор парижской богоматери». Музыку к балету написал Чезаре Пуни. Первой Эсмеральдой стала итальянская балерина Карлотта Гризи (она также была и первой исполнительницей партии Жизели). А сам Жюль Перро танцевал партию Гренгуара.

Из всех творений Перро балет «Эсмеральда» единственный дошел до наших дней.

«Эсмеральда» в России

Через четыре года "Эсмеральда" появилась и в России.

Жюль Перро перенес этот балет в Петербург в 1848 году. Главную партию в этот раз танцевала легендарная балерина Фанни Эльслер. Перро фактически заново поставил для нее «Эсмеральду». Эльслер покорила русскую публику. Она приехала в Россию, когда уже близился час ее прощания со сценой (Эльслер было уже около 40 лет), и все-таки русская публика и критика в 1850-е годы всей душой восторгались именно Эльслер.

«Эсмеральда» вновь заявила о себе в 1886 г. в Петербурге - на сей раз балет возобновил и «отредактировал» первый петербургский Феб, ставший к тому времени и главным хореографом, - Мариус Петипа. Заглавную партию танцевала итальянка Вирджиния Цукки.

В 1899-м Петипа возвращает этот балет на сцену для новой Эсмеральды - Матильды Кшесинской. «Эсмеральда» стала лучшим балетом репертуара Кшесинской. С самого окончания балетного училища Кшесинская мечтала станцевать заглавную партию в балете "Эсмеральда". Но на первую просьбу Кшесинской дать ей роль Эсмеральды, Петипа ответил отказом, хотя Матильда обладала всем необходимым для этой роли: и техникой, и артистизмом, и пластичностью, и необходимой миловидностью. Петипа сослался на то, что Кшесинской не хватает личного опыта, необходимого для этой роли трагически влюбленной цыганки. По его мнению, чтобы танцевать Эсмеральду, нужно испытать на себе не только любовь, но и любовные страдания.

Летопись этого балета хранит имена великих балерин прошлого, это и Ольга Спесивцева, Екатерина Гельцер и Галина Уланова.

В СССР этот балет был возрожден в 1950 году. Либретто тогда написали Владимир Бурмейстер и Василий Тихомиров, а к музыке Пуни, оркестрованной и облагороженной Глиэром в 20-е годы, была добавлена музыка Сергея Василенко, специально написанная для этого варианта. За сценографию взялся Александр Лушин - тогдашний главный художник театра, а главную партию Эсмеральды исполняла выдающаяся балерина Виолетта Бовт.

Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Лента новостей
0
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала