Военно-транспортный самолет Airbus A400M был задуман как ответ европейского производителя устаревающему военно-транспортному самолету C–130 Hercules производства американской компании Lockheed.
Соглашение по созданию единого европейского военно-транспортного самолета было подписано в 1982 году. Но из-за разногласий между компаниями и странами-участницами проекта он был отложен фактически до начала 2000-х годов.
В мае 2003 года Франция, Германия, Италия, Испания, Великобритания, Турция, Бельгия и Люксембург подписали совместное соглашение о закупке у компании EADS 212 самолетов А400М. Позже Италия вышла из проекта, и число самолетов, которые требуется произвести, сократилось до 180. Стоимость проекта – 20 млрд евро.
По замыслу разработчиков, самолет А400М будет обеспечивать переброску войск и грузов, их десантирование парашютным или посадочным способом в любых метеоусловиях и ночью с использованием неподготовленных взлетно-посадочных полос (ВПП), в том числе грунтовых, и иметь относительно низкую стоимость жизненного цикла. По оценке его создателей, срок службы новой машины составит не менее 30 лет, а диапазон эксплуатационных температур – от минус 50°С до плюс 50°С.
26 июня 2008 года в городе Сан Пабло неподалеку от Севильи на авиазаводе испанской компании CASA, входящей в состав EADS, состоялась церемония выкатки первого прототипа среднего военно-транспортного самолета А400М.
11 декабря 2009 года Airbus A400M впервые поднялся в воздух в районе испанского города Севилья.
Первые полет самолета произошел с опозданием на год – согласно изначальному расписанию лайнер должен был подняться в воздух в сентябре 2008 года.
Ранее стало известно, что концерн Airbus попросил у семи европейских государств – покупателей A400M, 5 млрд евро на завершение его разработки. Таким образом, если страны согласятся с просьбой концерна, стоимость проекта может вырасти на 25 процентов.
Летно-технические характеристики модификации А400М:
Размах крыла: 42,40 м
Длина самолета: 45,10 м
Высота самолета: 14,70 м
Площадь крыла: 221,5 кв. м
Масса: пустого самолета – 70 000 кг; максимальная взлетная – 141 000 кг
Внутреннее топливо: 50500 кг
Тип двигателя: 4 ТВД Europrop International TP400-D6
Мощность: 4х11000 л.с.
Перегоночная дальность: 9260 км
Практическая дальность: 7220 км
Дальность с максимальной загрузкой: 4300 км
Практический потолок: 11280 м
Экипаж: 2–3 человек.
Полезная нагрузка: 120 десантников или солдат или 66 носилок с сопровождающими или 37 000 кг груза или 41 000 кг топлива.