МОСКВА, 10 дек - РИА Новости. Председатель Конституционного суда (КС) РФ Валерий Зорькин считает, что против КС развернута информационная кампания, и проводит аналогии с нападками на МВД.
"Конечно, наивный человек может упорно настаивать на том, что и критика в адрес КС, и критика в адрес МВД обусловлена только недостатками в деятельности данных узловых систем российской государственности. Предоставив наивным людям возможность вновь и вновь обольщаться, хотел бы что-то обсудить с людьми ненаивными", - пишет Зорькин в своей статье в "Российской газете", публикуемой в номере за пятницу.
Он напомнил об истории с майором Дымовским, который выступил с заявлением о коррупции в органах внутренних дел.
"Оставляю каждому возможность оценить эту личность сообразно своему профессиональному опыту. Мой опыт говорит о том, что сомнительные моральные качества майора Дымовского написаны крупными буквами на его челе. И что стереть этот текст с чела не могла даже блистательная пиар-команда, приставленная кем-то к раскручиваемому зачем-то майору. То, что команда была приставлена, - достаточно очевидно", - пишет Зорькин, уверенный, что речь идет именно об "антимилицейской кампании".
Что касается КС, то, как отмечает Зорькин, основное отличие суда с МВД в том, что министерство является предельно разветвленной системой, в деятельности которой участвует огромное количество людей. "Среди них (сотрудников МВД) просто не может не быть и героев, и "оборотней"... Найти в такой системе темные пятна не составляет никакого труда. Достаточно вывести за скобки героев, зафиксировать внимание общества на "оборотнях" (которые и впрямь ужасны и отвратительны) - и дело сделано. Кампания входит в правильную колею", - пишет глава КС.
Конституционный же суд - крайне неразветвленная система, в ядре которой (вряд ли кого-то интересует аппарат КС) - 19 человек. "Нарыть" тут какой-то объективный негативный материал очень трудно. Поэтому нужно проводить кампанию не с опорой на хоть какую-то "достоверность", а с опорой на абсолютную голословность", - пишет Зорькин.
Он напомнил в этой связи о конституционных судьях Владимире Ярославцеве и Анатолии Кононове, которые, "заявляя, что Конституционный суд действует по указке Кремля, принципиально и не случайно воздерживаются от каких-либо доказательств".
"Ведь одно дело, если обнаруженная скверна носит доказательный, а значит, конкретный и относительный характер. Такой-то конституционный судья плох тем-то. Путь к исправлению ситуации понятен. Другое дело, если скверна носит характер бездоказательный, абстрактный и абсолютный. Плохи все судьи, за исключением критиков. Чем плохи? Тем, что Кремль ими руководит. Как это исправить? А никак! Даже если заменить этих судей другими - Кремль и выдвинет кого надо, и руководить будет своими выдвиженцами как надо. Суд неисправим! А что делают с неисправимыми - понятно", - пишет глава КС.
В конце концов Дымовский, использованный в "антимилицейской кампании", всего лишь майор, отмечает Зорькин, а в кампании против КС задействованы не майоры, а, так сказать, "маршалы".
"Сначала - Владимир Ярославцев, выступивший в испанской El Pais, затем - Анатолий Кононов, поддержавший коллегу в "Собеседнике", - поясняет Зорькин.
"Тем, кто все еще не уловил аналогии между двумя пиар-кампаниями, напоминаю, что сразу же после раскрутки Дымовского с оригинальным предложением выступил Андрей Макаров. Депутат Госдумы от партии "Единая Россия", то есть, так сказать, вовсе не майор, а как минимум политический генерал. Предложение состояло в том, чтобы... ликвидировать МВД. А поскольку все понимают, что просто так взять и ликвидировать МВД невозможно, то реальным содержанием проекта является, так сказать, "зачумление" ведомства. В конце 80-х годов такой проект очень активно осуществлялся по отношению к армии", - пишет глава КС.
Как подчеркивает Зорькин, если бы речь шла о дискуссии по поводу реальных несовершенств Конституционного суда, то он "как его руководитель сдувал бы каждую пылинку с мантии любого самого жесткого критика, обнаружителя реальных язв и пороков". "Но если с Конституционным судом воюют - информационно и политически? Если это касается не только, и даже не столько Конституционного суда? Если проблема намного шире? Что тогда?" - отмечает глава КС.
Он считает, что дезорганизация государственной системы - путь к распаду, а значит, ее нельзя допустить. "В этой констатации нет ни малейшего желания воспеть чванство высокопоставленных чиновников, холуйство, мздоимство, леность, тупость, безразличие ко всему, кроме собственного кармана, цинизм, бесчестность. Все это можно и должно искоренять. В том числе и самыми жесткими мерами. Но категорически недопустимо превращение подобного искоренения в развал системы. В ее оголтелое шельмование, создающее предпосылки для паралича и демонтажа", - пишет Зорькин.
Он напомнил, что в конце 80-х годов советская система была окончательно ошельмована и парализована, затем было сказано, что она не реформируема, а значит, подлежит только полному демонтажу. Ее демонтировали, разрушив при этом государство, а потом в течение 20 лет судорожно создавали новую систему - ту самую, которую теперь опять ошельмовывают, парализуют, пишет глава КС.
"Для чего? Для того, чтобы снова назвать нереформируемой?" - задается вопросом Зорькин.
"Но я убежден, что наше общество усвоило горькие уроки. И что оно откажется исполнять очередной перестроечный танец. При том, что и состав оркестра уже понятен, и подлинное содержание предлагаемой музыки", - заключает глава КС.
