Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
Украинский премьер Юлия Тимошенко только что провела два дня в немецком городе Бонне, где общалась с европейскими «товарищами по партии» - участвовала в двухдневной конференции Европейской народной партии (ЕРР). Это самое крупное объединение в Европарламенте, в которое входят в общей сложности 74 партии из 39 государств континента, включая и 27 стран ЕС. «Батькивщина» Юлии Владимировны принята туда ассоциированным членом. ЕРР объединяет правоцентристские и консервативные партии.
На съезд евроконсерваторов приглашали и президента Виктора Ющенко, который тоже вроде принадлежит к правоцентристской или консервативной группировке. Но он не приехал и, как сказал генсек ЕРР Антонио Лопес-Истурис, никакого объяснения этому не дал. Хотя объяснения лежат на поверхности. Тимощенко и Ющенко уже давно «не ездят вместе», а на период предвыборной президентской кампании это, похоже, становится даже опасно: мало ли что может выкинуть противный лагерь.
Но у Ющенко за отказом скрывается еще и горькая обида на весь Европейский Союз, которая, естественно,
распространяется и на все его «производные».
Европейцы в начале декабря почти что ударили его ножом в спину, когда окончательно обрушили призрачные надежды на даже не вступление, а лишь ассоциирование Украины с ЕС. На последнем саммите ЕС-Украина в Киеве в начале декабря Брюссель даже не обсуждал вопрос о подписании с Киевом соглашения об ассоциированном членстве – первый шаг к «европейской прописке». Ющенко счел такой отказ в предоставлении украинцам «зеленой карты» Европы почти что предательством. Куда уж тут ехать?
Европа обидела тогда Киев еще и тем, что донельзя принизила уровень своей делегации. Как утверждают дипломаты ЕС, Киев требовал, чтобы на Украину приехала новый Верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Кэтрин Эштон (она вступила в должность с 1 декабря). А Ющенко дали всего лишь Бениту Ферреро-Вальднер, не ахти какого значимого комиссара по торговле и политике добрососедства, которая к тому же уходит с поста с 1 января. Афронт. Тут нельзя не обидеться. Правда, в Брюсселе это уже мало кого трогает.
Украина на сегодня, во всяком случае, Украина Ющенко, в ее отношениях с Европейским союзом выглядит «отложенной на потом». Дипломаты в Брюсселе и в главных европейских столицах не скрывают, что никто в Большой Европе не готов поддержать ни одного из кандидатов на предстоящих 17 января президентских выборах.
Если посмотреть на большие просторы батькивщины глазами Брюсселя, то все, что там происходит, будет выглядеть как экстраординарный и опасный феномен. Хосе Мануэль Тексейра , посол ЕС в Киеве, на днях сказал журналистам об Украине: «По многим аспектам страна сегодня выглядит так же, как 20 лет назад». Не очень-то лестная характеристика. Обычно послы так открыто о стране пребывания не говорят. В Брюсселе должно быть очень сильно раздражены происходящим на Украине, если начали так открыто пренебрегать элементарной дипломатической этикой.
Глава Еврокомиссии Хосе Мануэль Баррозу прямо объявил, что «Брюссель счастлив поддержать Украину, а не подменять украинские власти», у которых «слова расходятся с делами». А премьер председательствующей в ЕС Швеции Фредрик Рейнфельдт добавил, что терпение ЕС в отношениях с Украиной, особенно после прошлогодней газовой войны, «иссякло».
С точки зрения Европы Ющенко уже превратился в некий неприятный и назойливый феномен. Причем феномен с признаками стремления паразитировать на своей объявленной европейскости. Дело сегодня дошло до того, что Пьер Лелуш, министр по европейским делам в кабинете Николя Саркози, на днях объявил, что «Европа требует возвращения на Украине законности и пресечения коррупции».
И с убийственной безжалостностью добавил: «предвыборные обещания не должны финансироваться на деньги международного сообщества, на деньги МВФ и европейских налогоплательщиков». МВФ, как известно, выделил Украине заем в 16,4 млрд долларов, но немедленно заморозил его предоставление, когда украинский парламент проголосовал за увеличение расходов на социальные нужды. Европейский банк реконструкции и развития в свою очередь закрыл перевод Киеву 300 млн долларов займа, объяснив это полным отсутствие экономических реформ в стране. А перед самым саммитом в Киеве Брюссель объявил, что «подождет» с выделением Киеву 500 млн евро в виде экономической помощи на продвижение реформ. Зачем, раз никаких реформ нет?
В общем, и в МВФ, и в ЕБРР, и в Брюсселе решили не выдавать деньги на предвыборную кампанию Ющенко.
На «украинском направлении» при Ющенко у Брюсселя все сплошь тучи. В Европе все надеются приладить к Украине какие-то общеевропейские политические лекала и провести ее генетическую идентификацию, но в Киеве разворачиваются такие мутации, что все эти попытки постоянно рушатся.
В ЕС с недоумением смотрят сейчас на все происходящее в украинских властных структурах, поскольку такой открытой, публично, телевизионно вывешенной на общее обозрение неприязни между премьерами и главами государств в Старом Свете не видывали так давно, что почти забыли, что такие демонстрации возможны. А открытой, почти театрально-постановочной ненависти не припомнят вообще, если, конечно, не считать древние времена кое-каких монархов, которые рубили головы свои канцлерам и/или советникам.
Брюсселю, Парижу, Берлину, Лондону, Вене и т.д. все, что творится в правительственном Киеве, напоминает скорее Африку или Латинскую Америку 60-х или 70-х, с их водевильно-театральными диктаторами, военными переворотами и контр-переворотами, с совершенно вышедшими из-под контроля президентами и лидерами. Последняя эскапада Ющенко, санкционировавшего «тотальное расследование» сведений о том, что Тимошенко якобы предложила вознаграждение главам избиркомов в районах, где она победит, европейцев в таком отношении лишь укрепила. Это совсем не та Европа, которую ЕС хотел бы привить Киеву.
Результаты «оранжевых инъекций» 2004-го дали такие уродливые плоды, что в Брюсселе сегодня не решаются даже
ставить на кого-то конкретно в украинской президентской гонке.
То, что при Януковиче Украина якобы «попадет в объятия Москвы», надо сказать, ЕС не очень-то и пугает. Несколько беспокоит политически, но не более того. В Европе хорошо понимают, что Украина, в силу своего геополитического положения, просто обречена быть «срединным образованием» между ЕС и Россией. Кроме Ющенко, это вроде осознают все - и Виктор Янукович, и Юлия Тимошенко. А в Брюсселе прекрасно понимают, что никакие тектонические процессы не сдвинут Украину с того места, где она находится. И что Россия будет и дальше оставаться тем живительным рынком, куда Украина будет в состоянии поставлять продукцию своей промышленности и сельского хозяйства, которая либо не отвечает европейским стандартам, либо вообще не нужна и даже вредна (продовольствие и другая сельхозпродукция, которой в ЕС избыток) для Большой Европы. Украина без связей с Россией останется без экономического воздуха, а нищее государство с 60-миллионным населением в Европе мало кому нужно.
Надо сказать, что с точки зрения Брюсселя Ющенко всегда ставил его в неловкое положение. Когда в вашу обжитую квартиру прибывает некто и говорит, что он тоже будет здесь жить, это, по крайней мере, нетактично. Ющенко же с 2004-го утверждает, что его Украина уже получила билет в НАТО и уже помолвлена с Евросоюзом, и вот-вот ее торжественно поведут к алтарю. Похоже, что при нем этого не получится. Украину отложили до после ющенковского периода.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции