70 лет назад - 8 декабря 1939 года - приказом НКАП Артем Иванович Микоян был назначен начальником КБ-1 и заместителем главного конструктора завода № 1. Этот день считается днем образования КБ им. Микояна, которое сейчас входит в структуру Российской самолетостроительной корпорации "МиГ", и днем рождения самолетов марки "МиГ".
РСК "МиГ" - преемник завода "Дукс", который был основан еще в 1893 году. Изначально предприятие производило велосипеды, позже перешло на дрезины, сообщается на сайте doctus.ru. В 1909 году на "Дуксе" построили первый аэроплан.
На заводе "Дукс" - предшественнике современного РСК "МиГ" - был произведен самолет "Ньюпор-IV". Он прославился благодаря военному летчику Петру Нестерову, который в 1913 году именно на нем впервые в истории выполнил "мертвую петлю".
В 20-х годах на базе завода "Дукс" создали Государственный авиационный завод №1, в котором появилось ОКБ Главного конструктора Н. Н. Поликарпова. В 1939 году из числа сотрудников ГАЗ №1 и ОКБ Поликарпова был создан опытно-конструкторский отдел под руководством Артема Ивановича Микояна.
В 1942 году отдел под руководством Микояна стал самостоятельным опытно-конструкторским бюро при заводе №155 - ОКБ-155. На основе завода ГАЗ №1 образован завод №30, который впоследствии переименуют в "Знамя труда". Этот завод позже станет подразделением РСК "МиГ" - Производственным центром им. П.А. Воронина.
Аббревиатура МиГ образована из первых букв фамилий конструкторов самолетов Артема Микояна и Михаила Гуревича.
ОКБ им. А.И. Микояна, входящее в РСК "МиГ", за время своего существования разработало более 450 проектов боевых самолетов, 170 из которых были воплощены в жизнь. 94 самолета производились серийно.
Всего на отечественных авиастроительных заводах было произведено более 45 тысяч самолетов марки "МиГ", 11 тысяч из них - на экспорт. За рубежом по лицензии построили более 14 тысяч истребителей МиГ.
В разное время в ОКБ им. А.И. Микояна, входящее в РСК "МиГ", работали такие выдающиеся конструкторы, как Артем Иванович Микоян, Михаил Иосифович Гуревич, Ростислав Аполлосович Беляков, Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, Николай Захарович Матюк, Александр Александрович Чумаченко, Анатолий Алексеевич Белосвет, Михаил Романович Вальденберг, Григорий Александрович Седов и др.
На самолетах, разработанных под руководством Микояна, установлено 55 мировых рекордов.
Первый истребитель марки МиГ - И-200 (потом МиГ-1) - появился в 1940 году. В 1941-м МиГи поступили на вооружение истребительных полков.
Последние самолеты, созданные под руководством Артема Ивановича, - истребитель МиГ-23 и истребитель-перехватчик МиГ-25.
МиГ-9 - первый советский реактивный истребитель.
МиГ-15 (по кодификации НАТО Fagot - англ. "вязанка хвороста") - самый массовый реактивный боевой самолет в истории авиации, состоявший на вооружении 40 стран мира.
В СССР было построено 11 073 самолета МиГ-15. Всего во всех странах-производителях по лицензии было построено около 15 560 самолетов МиГ-15, сообщается на сайте airbase.ru.
МиГ-19 (по кодификации НАТО Farmer - англ. "фермер") - первый серийный отечественный сверхзвуковой истребитель.
МиГ-21 - самый распространенный сверхзвуковой боевой самолет в мире. МиГ-21 состоял на вооружении и использовался в ВВС более чем 65 стран.
МиГ-21 разработан в середине 50-х годов прошлого столетия, но до сих пор эксплуатируется ВС некоторых стран, сообщается на сайте avia-mir.com.
МиГ-21 по кодификации НАТО значился как Fishbed (англ. "слой, богатый окаменелыми останками рыб"), а советскими летчиками за характерное треугольное крыло был прозван "балалайкой", сообщается на сайте militaryparitet.com.
Институт разведки и специальных задач израильских спецслужб, более известный как "Моссад", трижды пытался угнать МиГ-21, сообщается на сайте gazeta.lv.
В 1964 году МиГ-21 пытался угнать летчик из египетских ВВС. Но он угнал устаревший Як. Несмотря на то что разведка помогла ему изменить внешность и обосноваться в Аргентине, египетские контрразведчики сумели напасть на его след.
Через год была предпринята еще одна операция по угону МиГа, но летчик в последний момент пошел на попятную.
В 1966 году иракский летчик, командир эскадрильи капитан Мунир Редфи угнал МиГ в Израиль.
Эта операция считается одной из самых успешных и выдающихся операций "Моссада". Она получила название "Пенициллин".
стребитель МиГ-23 (по кодификации НАТО Flogger - англ. "бичеватель") - первый в СССР с изменяемой в полете стреловидностью всего крыла.
Кроме ВВС и войск ПВО СССР, самолеты МиГ-23 различных модификаций поставлялись ВВС Афганистана, Алжира, Анголы, Болгарии, Кубы, Чехословакии, Германии, Египта, Ливии, Венгрии, Ирака, Индии, КНДР, Эфиопии, Южного Йемена, Польши, Сирии, Вьетнама.
Советский истребитель МиГ-25, носящий в НАТО кодовое название Foxbat (англ. "летучая лисица), - самый быстрый реактивный военный самолет, сообщается на сайте guinessrecords.ru. Скорость разведчика МиГ-2548, зафиксированная радаром, - 3,2 скорости звука (3 395 км/ч).
МиГ-25, скорость которого втрое превысила скорость звука, стал рекордсменом по числу установленных мировых рекордов - всего 29, 3 из них - абсолютные, сообщают "Ежедневные новости".
В 1976 году старший лейтенант Виктор Беленко совершил на МиГ-25 побег в Японию, сообщается на сайте "Уголок неба". Самолет вернули, но сразу же после инцидента началось его глобальное усовершенствование.
МиГ-31 (по кодификации НАТО Foxhound - англ. "фоксхаунд", "лисья гончая") - первый советский боевой самолет четвертого поколения.
МиГ-29 (по кодификации НАТО Fulcrum - англ. "точка опоры") - российский фронтовой истребитель четвертого поколения, одна из самых известных экспортных моделей.
Более 1600 легких истребителей МиГ-29 состоит на вооружение ВВС России и еще 25 государств мира, сообщается на сайте Российской самолетостроительной корпорации "МиГ".
Уникальная особенность МиГ‑29 - возможность взлета с боевой нагрузкой на одном двигателе с включением второго двигателя уже воздухе, что позволяет сэкономить драгоценное время при взлете по тревоге.
20 мая 1989 года советский капитан Александр Зуев перелетел на МиГ-29 в Турцию.
Перед тем, как угнать самолет, он угостил тортом, нашпигованным снотворным, всю дежурную смену вахты по приему и выпуску самолетов, пишет "Комсомольская правда".
Самолет был возвращен в СССР - турецкие власти не стали портить отношения с СССР. Пилот получил политическое убежище в США.
Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников