8 декабря - юбилей у Алисы Фрейндлих, одной из самых любимых актрис в истории отечественного кино. Талантливый человек талантлив во всем. Это утверждение Фрейндлих доказала на примере собственной жизни: педагоги прочили ей будущее незаурядной камерной певицы, сама она мечтала о карьере балерины, а в итоге стала актрисой, которой под силы сыграть любую роль - от ребенка до старухи.
От пышного празднования своего 75-летия известная актриса и почетная жительница Санкт-Петербурга отказалась. Накануне юбилея ее постигло несчастье - в катастрофе "Невского экспресса" погиб бывший зять Алисы Бруновны - экс-сенатор и глава Росавтодора Сергей Тарасов.
В свой день рождения актриса будет играть в спектакле "Дядюшкин сон" на сцене БДТ. А 10 декабря Фрейндлих сыграет в постановке пьесы Рональда Харвуда "Квартет". Официальные торжества назначены на январь, однако коллеги и поклонники Алисы Бруновны не могут сегодня сдержать слов восхищения и любви к актрисе. "Я кланяюсь Вам, я Вас люблю, я Вас поздравляю. И уверен, что нас еще ждет масса потрясающих ролей", - приводит НТВ слова режиссера Георгия Юнгвальда-Хилькевича.
К этим пожеланиям присоединяется Эльдар Рязанов: "Я душевно с Вами, потому что я люблю Вас, люблю всегда!"
С днем рождения Алису Фрейндлих поздравил и президент России Дмитрий Медведев: "Редкий драматический талант и преданность избранной профессии помогли Вам создать десятки ярких, неповторимых образов. Ваши героини пользуются поистине всенародной любовью. Не оставляют равнодушными ни критиков, ни коллег по цеху. Работать с Вами всегда считали за честь известные актеры и режиссеры. И Ваш творческий путь - служит достойным примером для молодого поколения артистов".
Фамилия – Фрейндлих
У Алисы Фрейндлих актерство в крови: папа был знаменитым актером Александринского театра, мама училась на драматических курсах Ленинградского театра рабочей молодежи, правда, потом работала бухгалтером. В Петербурге родилась не только Алиса Фрейндлих, а примерно шесть поколений ее предков, которые были и царскими провизорами, и садоводами.
Фрейндлихи жили в коммуналке дома, который числился по переулку Гривцова, д.1/64, а парадным выходил на Мойку. Из окон их квартиры был хорошо виден собор, а в пяти минутах ходьбы от дома стоял знаменитый Медный всадник и открывался красивый вид на Неву. "Здесь я умудрилась в блокаду не помереть (мы с братом и сестрой были тогда детьми) и считаю это время своим вторым рождением - в очередной раз сослужил службу мой ангел-хранитель. Дважды родившись в одном городе, ему нельзя изменить", - приводит слова Фрейндлих официальный сайт актрисы.
Между балетом и консерваторией
Уже в раннем детстве она очень любила играть в театр. Тайком от мамы наряжалась в ее платья, надевала ее туфли на каблуках и изображала фей и принцесс. В школе будущей актрисе посчастливилось попасть в театральный кружок, который вела Мария Александровна Призван-Соколова, известная любому ленинградцу-театралу.
Закончив школу, Алиса Фрейндлих начала обучение в Ленинградском Театральном институте им. Островского. Курс вел Борис Вольфович Зон. Однажды он подарил своей талантливой ученице фотографию с надписью: "Милая Алиса! Вы не смеете оставить втуне ни одну из Ваших склонностей: играть, читать, петь, танцевать. Только в таком случае Вы всюду поспеете и будете счастливы".
Выбрать какое-то одно из увлечений было достаточно непросто. Фрейндлих даже подумывала пойти в балет. "А когда подросла, подумывала скорее о консерватории. Голос у меня был в порядке, да и слух был абсолютным".
Еще будучи студенткой, Фрейндлих сыграла в кино небольшие роли в мелодраме "Неоконченная повесть" и драме "Таланты и поклонники". Тогда же она вышла замуж за своего однокурсника. Однако вскоре после окончания института они расстались.
Первая леди театра
Стартовой площадкой для Фрейндлих стал Театр имени Комиссаржевской. Ее роли были в основном из амплуа травести. Однако вскоре ей была доверена главная роль в спектакле "Время любить". С этого и началась новая, мелодраматическая, линия в творчестве актрисы.
В начале 60-х руководитель театра имени Ленсовета Игорь Владимиров уговорил Фрейндлих перейти в его труппу. Именно он уловил специфику таланта актрисы и восстановил для нее пьесу Арбузова "Таня". Фрейндлих блистала и в постановке бессмертного произведения Шекспира "Ромео и Джульетта". Ее героиня, по словам критиков, была решительна, насмешлива и погружена в размышления.
О том необычайном эффекте, который Фрейндлих производит на зрителей, однажды рассказал актер Артур Соломонов: "Ее фантастическое обаяние достигает последнего ряда партера, последнего яруса. Бывают актрисы, которые блистают на экране, а когда выступают на сцене, их энергия не долетает дальше первых рядов. Я специально с разных дистанций смотрел на Фрейндлих из зала: эффект всегда был одинаково мощным."
В театре имени Ленсовета Фрейндлих довольно скоро стала первой леди театра, что давалось ей ценой немыслимых перегрузок. Ее творческий союз с Владимировым перерос в семейный. Они сыграли свадьбу. Вот как об этом рассказывает сама актриса в интервью "Новым известиям": "Игорь Петрович был старше меня на шестнадцать лет, и я стала его третьей женой. Когда мы встретились, я была абсолютно белым листом во всех житейских отношениях. Как актриса-то уже сформирована, много играла, будь я незаметным пятнышком, он меня не позвал бы в театр. Он был большой умница, с потрясающим чувством юмора. Мне было интересно – я жадно, как губка, впитывала все, что он знал, умел, мог, чем был богат. И я не боялась выходить за него замуж, потому что мне все в нем было интересно, мне было чему у него поучиться".
В этом браке у актрисы родилась дочь Варвара, которая тоже стала актрисой.
"Служебный роман"
В кино Фрейндлих долгое время не везло. Ей предлагали, в основном, небольшие роли. Лишь в 1974 году она сыграла свою первую большую роль - в киноповести Евгения Хринюка "Анна и Командор".
По-настоящему открыть талант Фрейндлих для мира кино смог режиссер Эльдар Рязанов, пригласивший актрису на роль Людмилы Прокофьевны Калугиной в комедийную мелодраму "Служебный роман". Алису Бруновну тогда заинтересовала метаморфоза, которая происходит с ее героиней: из строгой некрасивой начальницы она превращается в очаровательную жизнерадостную женщину.
Образ своей героини Фрейндлих создавала по крупицам. Ей пришлось излазить всю гардеробную "Мосфильма", чтобы найти подходящий кримпленовый костюм 52-го размера. А походку Людмилы Прокофьевны она позаимствовала у "начальственных теток".
В "Служебном романе" актриса смогла проявить не только актерские данные, но и свою исключительную музыкальность. Теплая, лиричная манера исполнения Фрейндлих мгновенно сделала песни из фильма - "У природы нет плохой погоды" и "Моей душе покоя нет" – настоящими хитами. В последующие годы они часто исполнялись по радио и на телевидении.
Кстати, песню "У природы нет плохой погоды" написал Рязанов, однако композитору Андрею Петрову он передал ее как "стихотворение английского поэта Уильяма Блейка".
Актриса до сих пор считает эту роль одной из своих самых любимых. После выхода фильма ей стали приходить множество писем, в которых женщины писали: "После вашего фильма мы сразу отправились в парикмахерскую, сделали себе такую же прическу, сшили себе такое же платье и вообще привели себя в порядок".
Личная жизнь
1979-й год принес актрисе одну из лучших ролей в ее биографии – королевы Анны в приключенческом фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича "Д’Артаньян и три мушкетера".
"Я никогда не видела живую королеву, разве что по телевизору или в прессе. Мы с режиссером хотели сделать абсолютно земную женщину, мимо которой ничто не прошло – ни любовь, ни ревность, ни страх, ни торжество победы. Ей свойственны все эмоции и все слабости человеческие. Да королева! Но за внешней этической сеткой скрывается живой человек, испытывающий те же чувства, что и любой другой", - так описывала свою героиню актриса.
Долгое время Алиса Фрейндлих и ее муж Игорь Владимиров были неразлучны и дома, и на работе. Вместе они много работали над своим театром, однако со временем Игорь Петрович начал ревновать жену к кино.
После почти 20 лет совместной жизни они решили расстаться. "С Игорем Петровичем мы расстались, потому что он был большой любитель женщин. Да, я его не ревновала до поры до времени, потому что он вел себя очень осторожно. А потом стал сильно выпивать, был у него такой жуткий период", - вспоминает Алиса Бруновна.
После развода они еще пять лет работали вместе, а в 1983 году Алиса Фрейндлих покинула Театр имени Ленсовета и стала актрисой БДТ им. М. Горького. Ее третьим мужем стал актер Юрий Соловей. До того как попасть в театр, он нигде до этого не учился, но, по словам актрисы, был очень талантливым артистом и художником.
Их отношения продлились недолго. Вот как объясняет причину развода Алиса Бруновна: "Так как Юрий ничего не оканчивал, то у него была масса проблем, хотя он очень одаренный человек. И вот то обстоятельство, что у меня всегда было все в порядке, а у него всегда не в порядке, очень действовало на наши отношения. Когда мы поняли, что стрессов больше, чем в состоянии выдержать организм, мы очень дружно разошлись..."
В постсоветское время Алиса Фрейндлих стала реже появляться в кино. Она вновь сыграла королеву Анну в продолжении "Мушкетеров", но фильм " Мушкетеры двадцать лет спустя" не имел столь шумного успеха, как первая картина. Большой творческой удачей Фрейндлих стала роль писательницы в фильме "Подмосковные вечера" Валерия Тодоровского.
В театре Фрейндлих воплотила свою давнюю мечту – сыграла роль Леди Макбет в трагедии Шекспира. После этого актриса заявила о том, что покидает БДТ и начинает работать по приглашениям в разных театрах. Одной из лучших работ актрисы в последнее время стала работа в фильме "На Верхней Масловке".
Подруга и кнопочка
Дочь Алисы Фрейндлих, Варвара Владимирова, тоже посвятила свою жизнь театру. После школы она поступила на актерский факультет Ленинградского государственного театра музыки и кинематографии. А позже мать и дочь вместе появились в спектакле "Уроки танго и любви".
По словам Варвары, заносчивость, гордыня, звездность полностью отсутствуют в Алисе Фрейндлих. "Ну, например, ей предлагают маленький гонорар, и она соглашается. Ни за что не станет торговаться! Мама не знает, что такое "райдер", и, когда едет на гастроли, ничего для себя не просит".
Один из самых больших поклонников актрисы – ее внук Никита. Однажды он даже помогал бабушке работать над ролью мальчика Оскара в спектакле Ленсовета.
На вопрос, какой он видит бабушку, Никита отвечает: "Умная, проницательная, добрая, скромная, тактичная. Этикет знает, наверное, даже лучше того, кто его придумал! Сумасшедший трудоголик, но при этом успевает следить за собой и потрясающе готовит. Очень заботливый человек".
Алису Бруновну внук ласково называет "кнопочкой" или "гномиком": "Ведь у нее рост всего 1 м 53 см, а у меня – 1 м 97. Когда мы стоим рядом, то выглядим очень забавно!"
Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников