Россия интегрируется в мировое сообщество, и необходимость в сотрудничестве с зарубежными университетами возрастает. О преимуществах совместных программ МВА («мастер делового администрирования») РИА Новости рассказал ректор Института бизнеса и экономики Академии народного хозяйства при правительстве РФ Эдвард Гойзман.
- Эдвард Исаакович, какие формы сотрудничества российских бизнес-школ с зарубежными партнерами существуют сегодня?
- Можно выделить четыре таких формы. Первая – это обмен информацией, в рамках которого возможно заимствование интересного опыта. Вторая – обмен преподавателями и студентами, при котором бизнес-школы, поддерживающие партнерские отношения, реализуют свои оригинальные программы. Третья – «интервенция», когда зарубежный университет открывает филиал в России, где обучают по его программам. И последняя, наиболее оптимальная – совместные программы, когда школы-партнеры имеют равные права в управлении учебным процессом.
- В чем ее преимущества?
- Она наиболее удобна для тех российских слушателей, которые не могут поехать учиться за рубеж из-за нехватки денег или потому что не могут на долгий срок оторваться от работы. Обучение в России по совместной программе оказывается дешевле, поскольку рабочее время российских преподавателей оплачивается ниже, чем у западных профессоров.
Наш институт реализует программу МВА совместно с Калифорнийским государственным университетом (Ист Бэй), и плата за обучение в 3,5-4 раза ниже, чем в США. Нередко по этой программе к нам приезжают иностранные студенты – из Азии, Восточной Европы, Израиля, США. Кому-то просто интересно познакомиться с российской действительностью, а у кого-то здесь свой бизнес.
Главная отличительная черта совместной программы – преподавание на английском языке: при поступлении необходимо сдать все американские тесты – TOEFL, GMAT, Writing Skill Test. Американские профессора, которые приезжают в наш институт, читают те же курсы, что и в Калифорнии. В результате слушатели получают точно такое же образование, как если бы учились в Америке, и точно такой же диплом, подписанный, в частности, губернатором Калифорнии Арнольдом Шварценеггером.
- Считается, что с российскими университетами сотрудничают отнюдь не самые престижные зарубежные учебные заведения…
- В этом есть доля правды. Но нужно понимать, что, к примеру, в США далеко не все граждане учатся в «топовых» вузах. У самых известных университетов необычайно дорогие программы, и российские бизнес-школы просто не могут себе позволить сотрудничать с ними. Среди public universities есть даже те, кто имеет аккредитацию AACSB - Международной ассоциации ведущих школ и факультетов бизнеса (США).
- Ведущие российские бизнес-школы имеют аккредитацию различных зарубежных ассоциаций. В чем специфика аккредитации AACSB?
- Это старейшая мировая ассоциация, которая аккредитует не только американские школы бизнеса: например, во Франции аккредитацию AACSB имеет INSEAD и Гренобльская школа бизнеса, в Англии – Лондонская школа бизнеса. Всего в США аккредитовано около 400 программ, в других странах – еще 50.
В России единственная программа, имеющая аккредитацию AACSB, - МВА Калифорнийского университета и Института бизнеса и экономики. Мы регулярно подтверждаем право на аккредитацию: комиссия оценивает результаты работы, учебные программы, состояние библиотечного фонда, степень компьютеризации учебного процесса и прочие моменты.
- Каковы особенности программы МВА, аккредитованной за рубежом?
- В соответствии с требованиями ААCSB, 75% преподавателей такой программы должны составлять американские профессора, и изменения соотношения не допускаются. Значительные требования предъявляются к преподавателям, которые проходят две аттестации: AQ (стаж академической работы) и PQ (стаж профессиональной работы, то есть наличие достаточного количества книг, статей, докладов на конференциях).
Каждый студент должен иметь американский учебник по изучаемому предмету. Существует жесткий контроль знаний: итоговая отметка – это не результат экзамена, а общий результат выполнения всех заданий по конкретному курсу. При этом средняя оценка по предмету не должна быть ниже определенного норматива: если слушатель получил не «3», а «2,99», предмет нужно изучать заново.
Столь жесткие требования объясняются тем, что американский университет заинтересован в том, чтобы его выпускники были хорошо подготовлены и затем работали качественно.
В российских бизнес-школах требования более либеральные, и человек, который заплатил за обучение, обязательно получит диплом. К тому же слушатели совместных программ лучше мотивированы, воспринимают обучение по программе МВА как трамплин для будущей карьеры. Среди них очень мала доля тех, за кого платит корпорация (не более 10-15%), а если человек вкладывает в обучение собственные деньги, то стремится взять от учебы по максимуму.
- Часто ли выпускники совместных программ уезжают делать карьеру за рубеж?
- Таких не очень много – за 18 лет у нас из тысячи выпускников уехало 200-250. Даже после года учебы в США большинство возвращается – высокую зарплату можно получать и в России. Хорошие специалисты всегда востребованы.
Материал подготовила Мария Салтыкова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости