Палехская миниатюра – вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи темперной краской на папье-маше, сложившийся в начале 1920-х годов в поселке Палех на основе местного иконописного промысла.
Начало расцвета старинного иконописного промысла Владимиро-Суздальской Руси в Палехе относится к периоду XVI–XVII веков. В XVIII веке искусство палехских иконописцев приобрело своеобразный стиль, названный впоследствии «палехскими письмами». Палехские иконы славились особой тонкостью письма, темперными красками с применением золота на одеждах святых.
Точная дата возникновения палехской иконописи письменными источниками не установлена. В основе стиля палехской иконописи лежат традиции древнесуздальской школы и некоторые особенности московского иконописания XVмXVI веков («Акафист Спасителю» м середина XVIII века, «Акафист Богородице», «Преображение» м конец XVIII м начало XIX веков).
Несмотря на то, что церковь требовала строгого соблюдения всех канонов и правил изображения каждого элемента иконы, они изменялись в зависимости от места и времени изготовления иконы. Менялась манера изображения лиц, фигур, элементов пейзажа, зданий (палат), повозок и т.д. На иконах можно было встретить и бытовые детали: мебель, одежду, оружие, упряжь лошадей. Все это изучалось палехскими мастерами и с большим отбором и творческими изменениями использовалось в миниатюрной живописи.
Некоторые иконы рассказывали целые повести о житии и чудесах того или иного святого (например Николая Чудотворца). Такие иконы назывались житийными. В центре иконы, середняке, помещалось изображение святого, а вокруг него располагалась серия мелких картин, называвшихся клеймами, которые дополняли основной сюжет середняка. Клейма часто заключались в прямоугольные рамки, но иногда свободно располагались вокруг середняка.
Хотя житийные иконы встречались уже XIV веке, большое распространение они начали получать начиная с XVI века, особенно в строгановских иконах (по имени купцов Строгановых, основавших на рубеже XVI–XVII веков иконописные мастерские в Москве и Сольвычегорске).
Строгановский стиль отличается миниатюрной тонкостью письма и точно рассчитанной сложной композицией. Строгановские иконы были невелики по размерам, имели яркий цвет и обилие золота. Черты строгановских икон нашли свое яркое выражение в творчестве современных художников Палеха.
Но не только строгановские иконы оказали влияние на искусство Палеха. В XVII веке возникают новые очаги народного стиля – во фресковой живописи и многофигурной иконописи Ярославля, Костромы и Ростова Великого, имеющих развитые жизненные элементы. В этот же период в Москве появляется ушаковский стиль (по имени царского изографа Симона Ушакова), характеризующийся большим вниманием к образу человека, стремлением к правдоподобию изображения.
Многие произведения палехской иконописи создавались под влиянием западноевропейского искусства и русской академической школы, так называемое «фряжское» письмо («Не рыдай мене, Мати», 1769).
В начале XX века иконописный промысел в Палехе практически прекратился. После революции 1917 года иконописцам Палеха пришлось искать новые пути применения своих творческих сил. Палешане создали новый стиль миниатюрного письма, отличающийся особой тонкостью художественных приемов.
В 1921 году Иван Голиков, в будущем знаменитый художник, обратил внимание в Московском кустарном музее на изделия живописцев Федоскина, расписанные маслом по черному лаковому фону. Палехские мастера позаимствовали у федоскинцев технологию изготовления папье-маше, но для росписи применили темперу – краски, разведенные эмульсией яичного желтка. Темпера в сочетании с золотом и серебром перешла к палешанам-художникам от их предшественников – палешан-иконописцев.
В декабре 1924 года семь бывших иконописцев (Иван Голиков, Александр Котухин, Иван Баканов, Иван и Александр Зубковы, Иван Маркичев, Владимир Котухин) собравшись в Палехе, основали Артель древней живописи (с 1932 года - Палехское товарищество художников, с 1953 года - Художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР).
С самого начала артель заботилась об обучении художников основам нового искусства. С 1928 года здесь было официально введено ученичество.
13 марта 1935 года при артели были открыты библиотека и музей.
Ассортимент расписываемых в Палехе изделий был весьма широк: брошки, бочонки, банки, баулы, бисерницы, блокноты, марочницы, ножи для разрезания бумаги, папиросницы, табакерки, портсигары, пудреницы, пластинки, очечники, чайницы, перчаточницы, письменные приборы, пасхальные яйца, шкатулки.
Палех очень скоро узнали и полюбили и за рубежом, и в России, и с каждым годом любовь и уважение к мастерству палешан росли.
Участие палехских художников на международных выставках в Венеции в 1924 году и в Париже в 1925 году вызвало сенсацию. Помимо высоких призов и наград они получили предложение открыть школу лаковой миниатюры в Италии.
Палехские художники успешно работали и в области театрально-декорационного искусства (эскизы декораций к неосуществленному спектаклю «Сказка о попе и его работнике Балде» в Большом театре в исполнении Павла Баженова, 1940; эскизы к постановке «Снегурочки» в Московском художественном театре работы Ивана Вакурова, 1936), в книжной графике (Иван Голиков, «Слово о полку Игореве», 1934), в монументальной живописи, росписи изделий из фарфора; реставрации монументальной живописи.
В советский период большое внимание изучению и обобщению традиций палехского искусства уделял Народный художник СССР Николай Зиновьев. Им была разработана методика преподавания палехского мастерства. Зиновьев написал две книги: «Искусство Палеха» и «Стилистические традиции искусства Палеха». Для последней он специально подготовил 104 рисунка, снабдив каждый аннотацией.
В настоящее время в Палехе продолжают работать мастерские Художественного фонда России, небольшие частные мастерские и отдельные художники. Художников палехской миниатюры готовит Палехское художественное училище, основанное в 1935 году на базе профтехшколы, открытой в 1930 году.
Прием палехского письма заключается в строго последовательном накладывании краски на лаковую поверхность. Это сложная техника, на овладение которой уходят годы, иногда до 10 лет, и дается она далеко не каждому.
Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок преимущественно на черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов – красного, желтого и зеленого, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом.
Особую роль в палехской миниатюре играет пропись золотом всех объемов на последней стадии. Золото не только ключевой элемент, но и часть художественного мировосприятия в палехском искусстве. Оно неразрывно связано с символом света, который имеет большие исторические традиции, идущие от средневековых представлений о двух началах жизни – светлом и темном. В христианской символике свет приобретает особое эстетическое значение, становясь прообразом Божественной благодати. Материальным носителем этого света служит золото, которое символизирует его, является овеществленной Божественной ясностью.