Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

История и современность Палеха

85 лет назад (1924) в Палехе была образована "Артель древней живописи". Эта дата считается днем рождения нового вида искусства - палехской лаковой миниатюры.

 

Палехская миниатюра – вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи темперной краской на папье-маше, сложившийся в начале 1920-х годов в поселке Палех на основе местного иконописного промысла.

 

 

Начало расцвета старинного иконописного промысла Владимиро-Суздальской Руси в Палехе относится к периоду XVIXVII веков. В XVIII веке искусство палехских иконописцев приобрело своеобразный стиль, названный впоследствии «палехскими письмами». Палехские иконы славились особой тонкостью письма, темперными красками с применением золота на одеждах святых.

Точная дата возникновения палехской иконописи письменными источниками не установлена. В основе стиля палехской иконописи лежат традиции древнесуздальской школы и некоторые особенности московского иконописания XVмXVI веков («Акафист Спасителю» м середина XVIII века, «Акафист Богородице», «Преображение» м конец XVIII м начало XIX веков).

Несмотря на то, что церковь требовала строгого соблюдения всех канонов и правил изображения каждого элемента иконы, они изменялись в зависимости от места и времени изготовления иконы. Менялась манера изображения лиц, фигур, элементов пейзажа, зданий (палат), повозок и т.д. На иконах можно было встретить и бытовые детали: мебель, одежду, оружие, упряжь лошадей. Все это изучалось палехскими мастерами и с большим отбором и творческими изменениями использовалось в миниатюрной живописи.

Некоторые иконы рассказывали целые повести о житии и чудесах того или иного святого (например Николая Чудотворца). Такие иконы назывались житийными. В центре иконы, середняке, помещалось изображение святого, а вокруг него располагалась серия мелких картин, называвшихся клеймами, которые дополняли основной сюжет середняка. Клейма часто заключались в прямоугольные рамки, но иногда свободно располагались вокруг середняка.

Хотя житийные иконы встречались уже XIV веке, большое распространение они начали получать начиная с XVI века, особенно в строгановских иконах (по имени купцов Строгановых, основавших на рубеже XVIXVII веков иконописные мастерские в Москве и Сольвычегорске).

 

 

Строгановский стиль отличается миниатюрной тонкостью письма и точно рассчитанной сложной композицией. Строгановские иконы были невелики по размерам, имели яркий цвет и обилие золота. Черты строгановских икон нашли свое яркое выражение в творчестве современных художников Палеха.

Но не только строгановские иконы оказали влияние на искусство Палеха. В XVII веке возникают новые очаги народного стиля – во фресковой живописи и многофигурной иконописи Ярославля, Костромы и Ростова Великого, имеющих развитые жизненные элементы. В этот же период в Москве появляется ушаковский стиль (по имени царского изографа Симона Ушакова), характеризующийся большим вниманием к образу человека, стремлением к правдоподобию изображения.

Многие произведения палехской иконописи создавались под влиянием западноевропейского искусства и русской академической школы, так называемое «фряжское» письмо («Не рыдай мене, Мати», 1769).

В начале XX века иконописный промысел в Палехе практически прекратился. После революции 1917 года иконописцам Палеха пришлось искать новые пути применения своих творческих сил. Палешане создали новый стиль миниатюрного письма, отличающийся особой тонкостью художественных приемов.

В 1921 году Иван Голиков, в будущем знаменитый художник, обратил внимание в Московском кустарном музее на изделия живописцев Федоскина, расписанные маслом по черному лаковому фону. Палехские мастера позаимствовали у федоскинцев технологию изготовления папье-маше, но для росписи применили темперу – краски, разведенные эмульсией яичного желтка. Темпера в сочетании с золотом и серебром перешла к палешанам-художникам от их предшественников – палешан-иконописцев.

В декабре 1924 года семь бывших иконописцев (Иван Голиков, Александр Котухин, Иван Баканов, Иван и Александр Зубковы, Иван Маркичев, Владимир Котухин) собравшись в Палехе, основали Артель древней живописи (с 1932 года - Палехское товарищество художников, с 1953 года - Художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР).

С самого начала артель заботилась об обучении художников основам нового искусства. С 1928 года здесь было официально введено ученичество.

13 марта 1935 года при артели были открыты библиотека и музей.

Ассортимент расписываемых в Палехе изделий был весьма широк: брошки, бочонки, банки, баулы, бисерницы, блокноты, марочницы, ножи для разрезания бумаги, папиросницы, табакерки, портсигары, пудреницы, пластинки, очечники, чайницы, перчаточницы, письменные приборы, пасхальные яйца, шкатулки.

Палех очень скоро узнали и полюбили и за рубежом, и в России, и с каждым годом любовь и уважение к мастерству палешан росли.

Участие палехских художников на международных выставках в Венеции в 1924 году и в Париже в 1925 году вызвало сенсацию. Помимо высоких призов и наград они получили предложение открыть школу лаковой миниатюры в Италии.

Палехские художники успешно работали и в области театрально-декорационного искусства (эскизы декораций к неосуществленному спектаклю «Сказка о попе и его работнике Балде» в Большом театре в исполнении Павла Баженова, 1940; эскизы к постановке «Снегурочки» в Московском художественном театре работы Ивана Вакурова, 1936), в книжной графике (Иван Голиков, «Слово о полку Игореве», 1934), в монументальной живописи, росписи изделий из фарфора; реставрации монументальной живописи.

В советский период большое внимание изучению и обобщению традиций палехского искусства уделял Народный художник СССР Николай Зиновьев. Им была разработана методика преподавания палехского мастерства. Зиновьев написал две книги: «Искусство Палеха» и «Стилистические традиции искусства Палеха». Для последней он специально подготовил 104 рисунка, снабдив каждый аннотацией.

В настоящее время в Палехе продолжают работать мастерские Художественного фонда России, небольшие частные мастерские и отдельные художники. Художников палехской миниатюры готовит Палехское художественное училище, основанное в 1935 году на базе профтехшколы, открытой в 1930 году.

Прием палехского письма заключается в строго последовательном накладывании краски на лаковую поверхность. Это сложная техника, на овладение которой уходят годы, иногда до 10 лет, и дается она далеко не каждому.

Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок преимущественно на черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании трех основных цветов – красного, желтого и зеленого, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом.

Особую роль в палехской миниатюре играет пропись золотом всех объемов на последней стадии. Золото не только ключевой элемент, но и часть художественного мировосприятия в палехском искусстве. Оно неразрывно связано с символом света, который имеет большие исторические традиции, идущие от средневековых представлений о двух началах жизни – светлом и темном. В христианской символике свет приобретает особое эстетическое значение, становясь прообразом Божественной благодати. Материальным носителем этого света служит золото, которое символизирует его, является овеществленной Божественной ясностью.

 

 

Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала