Интернет переполнен рассказами пассажиров потерпевшего крушение поезда "Невский экспресс". Очевидцы рассказывают о первых страшных минутах после взрыва, о подвигах попутчиков, спасавших изувеченных людей, о поисках родственников с помощью "Живого журнала" (орфография авторов сохранена).
30 секунд страха
Все случилось в 21.30 на Октябрьской железной дороге, неподалеку от населенного пункта Ерзовка. "..Внезапно в мерный ход поезда (поезд, на минуточку, едет где-то километров 150) вмешиваются посторонние весьма настораживающие звуки. Где-то секунд на 10. Потом они немедленно переходят в действия - вагон начинает скрежетать, перекашиваться, болтаться из стороны в сторону - с все увеличивающейся амплитудой. Все это происходит еще за десять секунд, за которые понимаешь, ЧТО же сейчас случится", - рассказывает в своем дневнике Николай.
"Все вышеописанное - от момента, когда что-то пошло "не так" до полной остановки прошло не более 30 секунд. Мрак, сперва тишина, потом стоны и крики раненых и покалеченных", - пишет он.
"Вообще, вагон в первые минуты катастрофы представлял из себя равномерно раскиданную по всему объему массу из тел, частей вагона и остатков кресел. Несколько мужчин в вагоне пострадали несильно, некоторые вообще отделались ссадинами - они и организовали первичную помощь".
Те, кто находился в противоположном конце поезда, вспоминают, что в начале даже не поняли, что произошло нечто ужасное. Взрыва никто не слышал, но видели вспышки.
Председатель Отдела по благотворительности Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Степанов, ехавший в "Невском экспрессе" домой, рассказывает: "В 21.30 экспресс резко затормозил. Я сидел лицом по ходу поезда и чуть не вылетел из сиденья, но успел схватиться за подлокотники. Ну, остановились и остановились… Мы даже шутили, что лось на пути вышел. Первое впечатление, что ничего особенного, хотя вроде кто-то видел вспышку в окне. И только потом стало ясно, что вспышка была от того, что сошедшие с рельс вагоны срубили столбы и оборвали провода".
По словам другой пассажирки, Дарьи Мининой, серия вспышек произошла, потому что лопались тормозные патроны. "Тормозили мы очень быстро – все попадало, все попадали. Хорошо, что нас не прибило чемоданами, телевизорами и так далее. Потом сидели. Что произошло – никто не говорит, - приводит слова Мининой "Взгляд".
Один из пострадавших, находившийся во втором вагоне, рассказал, что "их через крышу перевернуло раза два". Еще один молодой человек "на стрессаке выбил окно, перемахнул через забор и добежал до какой-то избушки, достучался до людей и сидел там до 2 ночи".
До приезда спасателей
В первые минуты после катастрофы уцелевшие пассажиры поезда своими силами помогали раненым. "Не обошлось без хаоса, но паники не было, люди быстро организовались. Выбили стекла, начали выкидывать сидения и части конструкции - освободить проход и начать вытаскивать людей из-под завалов. Надо сказать, ребята вели себя совершенно геройски - в этом хаосе, без всякой внешней помощи, смогли организовать достаточно вменяемую систему спасения граждан в тех условиях, в которые были поставлены", - пишет в дневнике Николай.
Со временем вокруг вагонов, где осталось больше всего пострадавших, стали собираться люди - из передней части состава и местные, успевшие добраться. Как пишет пассажирка "экспресса" Марина, проводники собирали матрасы, скатерти, тряпки, воду, искали врачей среди пассажиров.
Раненых и несильно пострадавших вытаскивали через окна, поскольку двери вагона полностью заклинило, а некоторые были завалены. "Мы вытаскивали пострадавших через окна, кого на матрасах, кого на одеялах и устраивали их лежать на поле", - рассказал Алексей Гаврилов, чудом оставшийся в живых. "Если бы я не опоздал на поезд, я бы ехал вместе со своим другом в хвосте состава в первом. Но я задержался по работе, поэтому билет получился в 12-м вагоне - ближе к голове состава, слава Богу", - сказал он.
Первых раненых приняла к себе бабушка, рядом с домом которой произошло крушение, пишет в дневнике Александр Евстигнеев. После того, как о бабушке написали в "КП", появились желающие ей помочь.
"МЧС и скорая приехали не сразу, так вот до их приезда пассажиры справлялись сами, не бились в истерике, не бежали сломя голову, не суетились. Они просто доставали тела из покореженных вагонов, вытаскивали раненых и переносили их в целые вагоны, перевязывали раны друг другу, искали медикаменты по поезду", - пишет пользователь социальной сети "Вконтакте". - "Пусть это вроде как нормальное человеческое поведение, но оно меня покорило. Низко кланяюсь пассажирам поезда № 166...".
Первая помощь врачей
По свидетельствам очевидцев, первые представители МЧС и медики начали профессиональную эвакуацию где-то через полтора часа. "Людям делали обезболивающие уколы и быстро отправляли на машинах в близлежащие больницы", - рассказывает пассажирка "Невского экспресса" Дарья Минина.
"Работа профессионалов - с учетом того, что они появились на сцене через часа полтора - в целом порадовала. Работали быстро, знали что делать, - пишет Николай. - Приехали, по мнению многих пострадавших, слишком поздно - с другой стороны, я совершенно не понимаю, как туда вообще можно было быстро подъехать - это же непролазная чаща. Возможно, стоит подумать об обустройстве подъездов по всей длине жд трасс, устраивая в определенных местах вертолетные площадки".
В то же время очевидцы отметили, что в поезде не было элементарных аптечек и фонариков, чтобы искать раненых. В итоге, было потеряно много драгоценного времени, когда можно было кого-то спасти.
"Обезболивающие средства собирали у уцелевших пассажиров. Почему поезд, который всего два года назад попал в похожую катастрофу не оснастили самым необходимым для оказания первой помощи? Кто ответит за эту халатность?", - спрашивает makler116.
Пассажиры также отмечали, что двери заклинило, какие-то острые элементы конструкции вагона оторвались, летали по салону и были одной из основных причин травм и смертей. "Как-то хлипко они были прикреплены к массивным основаниям. Остатки крепежа - рваные зубцы металла, похоже на алюминий - тоже резали людей что твои ножи", - пишет Николай.
Путь домой
Как пишет в дневнике пассажирка "Невского экспресса" Марина, около полуночи пассажиров попросили пересесть в другой поезд, а вещи пассажиров взяли под охрану, не уточнив при этом, где их можно забрать. "Нас кое-как рассадили в него и поезд вернулся на узловую станцию Уголки или как-то около того. Там нас ждал Сапсан. Нас очень оперативно загрузили в него и отправили в Питер".
"В Питере было отвратительно. Оцепление из милиции, просто коридор по которому нас гнали. Куча журналистов с фотоаппаратами, камерами и микрофонами. При этом скорая орала сиреной на перроне и не могла проехать. Получилась пробка и давка. Противно", - пишет Марина.
На месте крушения искореженные вагоны прикрыли маскировочной сеткой, чтобы не пугать пассажиров, проезжающих мимо поездов. "Но этические соображения не помешали оставить на противоположной платформе куски салона, окровавленную одежду и бинты. Люди из ближайшей деревни садятся здесь в электричку", - пишет Александр Евстигнеев.
Как искали друзей в интернете
В числе без вести пропавших изначально числилось более 20 человек. Искали их всеми доступными средствами, в том числе посредством "Живого журнала".
Поиски Марии Кузьминой, отправившейся в Петербург отметить свой 30-й день рождения в кругу близких, к сожалению, не увенчались успехом. Подруга Марии на следующий день после крушения "Невского экспресса" написала в своем дневнике: "Если кто-нибудь располагает информацией о Марии Дмитриевне Кузьминой,29 лет, 2 вагон поезда №166 Невский экспресс, пожалуйста отзовитесь".
Друзья Марии весь вечер пытались связаться с соседями по вагону, но безрезультатно. О том, что девушка погибла, им стало известно 30 ноября.
Своих подруг Настю и Таню, отправившихся "Невским экспрессом" в Петербург, искала Мария Эксер.
Жительница Санкт-Петербурга после трагедии разыскивала коллегу, главного инженера проекта из своего вуза. В итоге коллега нашелся: он уехал из Москвы на час раньше. А "ехавшие в невском экспрессе с той же учебы коллеги не пострадали - были в первых вагонах".
Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников