Дмитрий Бабич, обозреватель РИА Новости.
В ближайшие дни должно свершиться то, чего с нетерпением ждут сотни тысяч будущих выпускников 2010 года, их преподаватели и родители - в печать поступят контрольно-измерительные материалы (КИМы) для сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Таким образом будет фактически дан старт предэкзаменационной гонке 2010 года. Станет приблизительно понятно, чего же хотят экзаменаторы от выпускников школ, большинство которых тотчас станут абитуриентами вузов.
Нужно отметить, что на этом старте страна несколько засиделась. Участники Первого Всероссийского Педагогического форума, прошедшего этим летом в Санкт-Петербурге, в списке своих предложений к правительству отдельным пунктом выделили «строгие требования по срокам публикации демонстрационных версий ЕГЭ». По мнению учителей, эти версии следует публиковать «не позднее 1 октября в учебном году, к которому они относятся». Впрочем, тут следует сделать скидку на относительно «молодой» возраст самого испытания ЕГЭ в России.
Разработчикам КИМов из Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) приходится учитывать множество факторов. Надо ведь не только сделать тест соответствующим тем знаниям, которые ученик может почерпнуть из учебников, но и приблизить этот самый тест к сегодняшним проблемам, с которыми реально столкнется в жизни будущий профессионал, гражданин или просто человек, живущий в России.
КИМы по математике, розданные журналистам на встрече с представителями ФИПИ, радуют своей практичностью. Разработчики этих КИМов фактически пошли навстречу одному из требований петербургского форума - ввели двухступенчатую систему итоговой аттестации в форме ЕГЭ. В заданиях по математике за 2010 год будут две части - базовая и профильная. Базовая - для всех, профильная - для сдающих математику в качестве вступительного экзамена в вуз. Гуманитарию или человеку, решившему не связывать свою судьбу с профессиями, требующими математических знаний, предложат рассчитать стоимость транспортного билета после повышения цен на столько-то процентов, рассчитать площадь трапеции или выполнить другое несложное математическое действие. А вот будущим финансистам или инженерам надо будет решать системы уравнений, работать с производными и т.д.
«Мы приглашали родителей и показывали им задания базовой части,- рассказывает Иван Ященко, один из разработчиков КИМов по математике, заведующий кафедрой математики в Московском институте открытого образования. - Родители смотрят задания и видят: экзамен-то нормальный, мы сами можем помогать детям к нему готовиться, ничего сложного там нет».
Второй важный вопрос - не будет ли КИМ отражать представления о необходимых для выпускника знаниях, которые существуют в голове разработчиков учебных программ (как правило, людей старшего поколения)? Или стоит все-таки учесть реальный уровень знаний среднего сегодняшнего молодого человека в той или иной области? В этом плане большие споры вызывают новые КИМы по истории.
Если судить по предъявленным журналистам КИМам, от выпускника-2010 ждут умения судить о днях минувших с точки зрения всех существовавших в России идеологий - православно-монархической, коммунистической, либеральной. Больше того, он по текстам должен угадывать, представителя какой из этих идеологий он сейчас читает. И даже круче - угадывать оттенки! Нужно, например, угадать, откуда взята фраза «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Варианты: из работы И.В.Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», Конституции СССР 1936 года, Конституции СССР 1977 года, программы КПСС 1961 года. Бывшие преподаватели истории партии, конечно, вспомнят Хрущева и 1961 год, но что прикажете делать ребятам, родившимся почти через 40 лет после того, как вышеуказанную работу товарища Сталина изъяли из библиотек и лет через двадцать после того, как программу КПСС 1961 года предали стыдливому забвению из-за ее шапкозакидательского характера. Как ознакомиться с этими первоисточниками? В Интернете? Там, как известно, найдется все, но без гарантий точности цитирования и порой с такими комментариями, что лучше бы не находилось. А самый-то большой подвох в том, что ни товарищ Сталин в течение всей его жизни, ни конституция 1936 года, ни даже конституция 1977 года не исключали, что современное им поколение советских людей таки будет жить при коммунизме. Так что потерянный балл можно оспорить, а это - почва для будущих конфликтов.
«У детей есть не только права, но и обязанности. Надо знать политическую историю, чтобы не быть слепым в обществе, в котором живешь»,- считает Василий Зверев, председатель предметной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по истории. В этом с Василием Васильевичем нельзя не согласиться. Одна из причин неучастия в выборах, неспособности защитить свои права, да и в общем асоциального и аполитичного поведения современной молодежи - провал в школьном историческом образовании. Но можно ли эту беду, наползавшую на страну годами и десятилетиями, развести одним волевым решением? Даже в советские времена, когда часов на историю в школе было больше, а «единственно правильный» взгляд на нее внедрялся в головы школьников всей мощью советской телевизионной пропаганды, история была одним из самых проблематичных предметов. А что делать сегодня, когда чтение серьезной литературы вышло из моды, а телевизор, книжные лотки и газетные страницы переполнены «мемуарами» и «исследованиями», которые, по Бенкендорфу, превосходят самое смелое воображение? Ситуацию эту надо исправлять, но почему бы государству не начать с себя и с подконтрольного ему телевидения, а не со сбитых с толку им самим детей?
Увы, пока что все предлагаемые нашими политиками в этой области рецепты отдают таким советским духом, что впору задать вопрос, уж не в 1936 году ли они написаны. Все требуют возврата «единого учебника», хотя этот самый «единый учебник» неизбежно станет догмой, объектом для зубрежки, отучающим думать. «Если учебник будет один, с идеей ЕГЭ по истории можно заканчивать, - комментирует Василий Зверев. - Ведь идея ЕГЭ в том и состоит, что школьник набирает некий необходимый минимум понятий, дат, фактов из разных источников».
В целом стоит отметить следующую тенденцию: обязательные экзамены (русский и математика) становятся все легче, а вот экзамены по выбору (от истории и обществознания до химии и физики) становятся сложней. Отпустить с миром и аттестатом троечников и мотивировать отличников к занятиям по избранному предмету. Так что ребятам надо быстрее определяться со специальностью, чтобы хорошо себя проявить на избранном пути. Первый шаг будет нелегким.
Исключение в общей тенденции составляет ЕГЭ по литературе, который стремится вернуться к утерянным традициям и не отпугивать абитуриентов. В этом году третьим вопросом ЕГЭ по литературе включит в себя сочинение объемом не менее 200 слов. Опубликованные в КИМах темы радуют своей оригинальностью, позволяющей по-новому взглянуть на старые книги. «Почему «Герой нашего времени» кончается рассказом «Фаталист»? - тема глубокая и вызывающая на размышления. Недаром литературовед Валентин Непомнящий говорил, что сочинение по литературе - это русские мозги. В прошлом году ЕГЭ по литературе сдавала 51 тысяча человек из почти миллиона выпускников. Есть сильное подозрение, что остальные 850 тысяч книги классиков не читали из-за отсутствия мотивации - это чтение никак не влияло на их шансы поступления в вузы. Пока что видится только одно решение этой проблемы - возвращение сдвоенного экзамена по русскому языку и литературе. Это историческое наследие советского периода стоит сохранить.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции