Николай Троицкий, политический обозреватель РИА Новости.
Одиннадцатый съезд «Единой России», который пройдет в Санкт-Петербурге, начнется в пятницу 20 ноября. На следующий день ожидается выступления лидера ЕР, премьер-министра России Владимира Путина. Другим важнейшим событием форума должно стать принятие новой программы партии.
Новый программный документ подробно обсуждался в парторганизациях, проходил обкатку во всех трех клубах ЕР – социально-консервативном, либерально-консервативном и государственно-патриотическом, и его содержание в общих чертах известно.
Самое главное нововведение состоит в том, что в уставе «Единой России» впервые будет обозначена и зафиксирована официальная партийная идеология – российский консерватизм. Информация эта – отнюдь не секретная. Официальные лица неоднократно ее подтверждали. А председатель думского комитета по труду и социальной политике и заместитель секретаря президиума Генсовета ЕР по вопросам агитации, пропаганды и контрпропаганды Андрей Исаев подробно объяснял, почему сейчас принято такое решение и что мешало принять его раньше.
По словам Исаева, в российском обществе до сих бытуют представления о консерватизме как о чем-то реакционном, а о консерваторах – как о противниках всяческих перемен. Стереотипы эти, заложенные еще в советскую эпоху, оказались на редкость живучими, но настала пора, наконец, их сломать. Дело в том, что, по мнению партийного идеолога, консерватизм – это, прежде всего, соблюдение традиций. И в этом нет ничего «реакционного».
Мало того, Исаев подчеркивал, что не существует никакого антагонистического противоречия между консерватизмом и курсом на модернизацию, заявленным президентом Медведевым в его последних выступлениях. Эти два понятия не только не мешают, но и дополняют друг друга. Для примера приводился известный медицинский термин «консервативное лечение», который означает, что врачи предпочитают воздерживаться от хирургических методов вмешательства в человеческий организм, но вовсе не отказываются лечить.
Так же и здесь: ненасильственная модернизация, о которой Медведев писал в статье «Россия, вперед!» и говорил в послании Федеральному Собранию, означает отказ от силового, «хирургического» вмешательства во все сферы жизни нашего государства. И даже более того. Один из сопредседателей либерально-консервативного клуба ЕР, глава комитета Госдумы по конституционному законодательству Владимир Плигин заявил на заседании Центрального совета сторонников партии, состоявшемся в середине октября, что статья президента целиком и полностью «выдержана в либерально-консервативном духе».
Почему же «Единая Россия» решилась объявить о своем консерватизме только в конце 2009 года? Исаев дал ответ и на этот вопрос. До недавних пор шла борьба за само сохранение российского государства. Теперь же, когда эта проблема решена, а угроза разрушения окончательно устранена, надо сохранять, сберегать, «консервировать» достигнутые результаты.
Самопровозглашение единороссов российскими консерваторами снимает с повестки дня и еще одну проблему. Нашу главную партию до сих пор регулярно упрекали именно в размытости, а то и полном отсутствии какой-либо идеологии. Причем, упрекали небезосновательно. Создавалось впечатление, что они пытаются занять всё политическое пространство, охватить сразу весь спектр, быть одновременно и левыми, и правыми, и центристами.
Теперь же «Единая Россия» четко определила свое место, которое занимает де-факто. На XI съезде это де-факто превратится в де-юре. Что будет способствовать дальнейшему структурированию партийно-политического пространства в России.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции