Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Церемония второй президентской присяги Хамида Карзая прошла в столице Афганистана Кабуле по сценарию - с усиленными мерами охраны и в присутствии высокопоставленных гостей из США, Таджикистана, Ирана, России, Германии, Литвы и еще многих.
Обращают на себя внимание слова российского министра иностранных дел Сергея Лаврова, сказанные за пару часов до церемонии - на отдельной встрече с новоизбранным президентом. Лавров говорил о готовности России оказывать афганскому руководству экономическую, моральную и другую поддержку.
Помнится, в первое президентство Карзая если не МИД России, то большая часть специалистов отзывалась о Карзае беспощадно: американская марионетка, чья власть кончается за чертой Кабула. Сотрудничать с режимом в стране, живущей разве что наркоиндустрией и фактически оккупированной американскими войсками, считалось бесполезным делом - по примеру аналогично оккупированного Ирака не следовало ожидать, что какие-либо контракты достанутся кому-то, кроме американцев.
Но сейчас ситуация изменилась или готова измениться. Правда, Россия только начинает что-то всерьез делать в Афганистане - например, хочет реконструировать знаменитый когда-то Дом науки и культуры, в комплекс которого войдет детская поликлиника.
А перемены эти носятся в воздухе оттого, что «Карзай-два» может оказаться не совсем тем же президентом, что во время своего первого срока. Он неожиданно стал более влиятельной фигурой - при всех необходимых поправках и оговорках.
Благодарить за это нужно Америку, точнее - ошибки, допущенные в Афганистане уже при администрации Барака Обамы. История с выборами Карзая 20 августа и с той истерикой, которая последовала за ними, известна довольно широко. Но если большая часть американской или европейской публики верит, что то были фальсифицированные выборы коррумпированного президента, которые Америке не удалось привести к нужным стандартам, то сами афганские избиратели и соседи Афганистана, видимо, усмотрели в этой истории нечто совсем иное.
При Карзае в Афганистане восстановилось относительно процветающее городское общество - в Кабуле и еще паре городов. Эти люди представляют себе, что такое выборы. Другие же афганцы - их большинство - живут в условиях племенной демократии. Для них важно было увидеть, что из всех претендентов на власть именно Карзай оказался наиболее очевидным. А раз так, то его власть - при всех ее ограничениях - и должна пока сохраняться. Так, кстати, устроено мышление публики в десятках стран, и прежде всего в зоне «Большого Ближнего Востока», независимо от того, проходят там «настоящие» выборы или нет.
А тут еще попытки иностранцев - прежде всего американцев - оспорить выборы, вынудить Карзая провести второй тур. Это ситуация унизительная и недопустимая для лидера - но Карзай-то в ней победил, с отказом его ближайшего соперника Абдуллы Абдуллы участвовать во втором туре в глупом положении оказались США, а Карзай стал человеком, который переиграл Америку. Это, конечно, повысило его авторитет.
А накануне второй инаугурации Карзая стали известны факты, многое объясняющие в нынешнем афганском раздрае в администрации Барака Обамы. Там, как известно, никак не могут решить - как быть в Афганистане дальше, особенно после истории с выборами. По большей части в США говорят, что режим Карзая коррумпирован, и поэтому с этой страной ничего не сделаешь. Так же настроена и Европа.
Так вот, оказывается, что не последний коррупционер, с точки зрения американцев - это министр горнорудной отрасли Мухаммед Ибрагим Адель, который якобы получил взятку в 20 миллионов долларов за то, что присудил контракт на меднорудные разработки в Айнаке не тому, кому надо. То есть - не американцам.
Контракт стоит 3 миллиарда долларов. Медь и другие ископаемые Афганистана вполне могут заменить опиумный мак в качестве основы всей экономики. То есть, речь о, фактически, продаже ключевой отрасли - догадайтесь, кому. Китайской компании.
Китайцы, говорят в Кабуле, победили Америку в честном тендере, предложив куда лучшие условия. Да нет же, афганский министр тайно показал китайцам предложение конкурентов, и те немедленно улучшили свои условия, обижаются американцы. Ситуация, известная любому, кто участвовал в тендерах.
Теперь проще понять, что означает этот вал американской критики насчет коррумпированности афганского режима. Так же как и свежие рейтинги «Транспэрэнси интернэшнл», отодвинувшей Афганистан по коррупции на второе место в мире (после рекордсмена - Сомали).
И теперь начинаешь думать, что Хамид Карзай, вообще-то, весьма хитроумный правитель, постепенно старающийся приобрести дополнительные точки опоры во внешнем мире. Кстати, произошло это еще когда Джордж Буш досиживал последние месяцы в Белом доме.
А еще теперь лучше видна сложность ситуации, в которой находится администрация Барака Обамы, никак не объявляющая своего решения - послать ли в Афганистан дополнительно тысяч 10 или 40 американских военнослужащих.
Это что же получается - в Афганистане гибнут американские солдаты для того, чтобы ключевые контракты получали там китайцы?
А с другой стороны, для чего они там, в самом-то деле, гибнут?
Когда Джордж Буш давал по поводу похожей войны, в Ираке, ответы типа того, что честные выборы и иракская демократия - вот начало и конец всего, ради этого и воюем - то воспринималось это как предельный цинизм. Особенно с учетом того, как проходили там выборы на самом деле. Но ведь и люди Обамы никак не могут вслух заявить, что демократия - это вовсе не ответ на все вопросы для Афганистана и всего мира.
И пока американцы или европейцы не научатся рационально относиться к своей демократической религии, не относясь даже к разговорам на эту тему как к святотатству, до тех пор сохранится ощущение, что их утрата влияния в мире будет идти все быстрее - так, как это происходит сейчас в Афганистане.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции