Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Религия и мировоззрение

Юрьев-Польский Свято-Успенский Космин мужской монастырь. Справка

© РИА Новости / Сергей ПятаковВ Свято-Успенском Космине мужском монастыре в селе Небылое В Свято-Успенском Космине мужском монастыре в селе Небылое
Свято-Успенский Косьмо-Яхромский мужской монастырь находится в 40 км от Владимира, в старинном русском селе Небылое. Временем основания монастыря принято считать конец XV века, хотя по некоторым источникам монастырь существовал уже в третьей четверти XV века.

Свято-Успенский Косьмо-Яхромский мужской монастырь находится в 40 км от Владимира, в старинном русском селе Небылое. Временем основания монастыря принято считать конец XV века (между 1482/1483 и 1493/1494 годами), хотя по некоторым источникам монастырь существовал уже в третьей четверти XV века.

По преданию, монастырь был основан преподобным Космой Яхромским  на месте явления ему в 1482 году иконы Успения Божией Матери. Косма был иноком Киево Печерской лавры, когда однажды ему было послано видение, в котором повелевалось отправиться на родину и там создать общину монахов. Он внял голосу откровения и, придя во Владимирский край, поселился в необитаемом месте. Позже Косма принял игуменство, установил порядок иноческого жития, заложил храм Успения Пресвятой Богородицы.

В XV – XVI веках церкви и другие строения монастыря были деревянными, они быстро ветшали и на протяжении столетий неоднократно перестраивались.

В 1624  году монастырю было пожаловано село Небылое, и здания монастыря были отстроены вновь, но каменное строительство началось в монастыре только со второй половины XVII столетия.

В 1657 году в честь иконы Успения Божией Матери был построен Каменный храм, в котором  находилась явленная Яхромская икона Божией Матери. Там же под спудом покоятся мощи преподобного Космы Яхромского.

Возведенный в середине XVII века Успенский собор – самый древний и самый значительный в архитектурном отношении из всех монастырских построек. К сожалению, его внешний облик сильно искажен утратой четырех глав и колокольни (в настоящее время колокольня восстановлена в несколько упрощенном виде и в другом материале).

В 1665 году  по просьбе братии игуменом стал иеромонах Золотниковской пустыни (Владимирская епархия) Митрофан, будущий святой епископ Воронежский.

При нем начинается строительство монастырского комплекса, сохранившегося до наших дней. За девять лет его игуменства Космин монастырь превратился в процветающий духовный центр. Был построен новый каменный храм во имя Спаса Нерукотворенного Образа (взамен ветхого деревянного), игуменские каменные келии, полностью обновлено иконное убранство обители.

Построенная игуменом Митрофаном церковь Спаса Нерукотворного Образа в течение последующих столетий неоднократно ремонтировалась, но основные ее части сохранились без существенных изменений. В период реставрации 1980 х годов она была восстановлена в своем первоначальном виде.

В 1690 году была возведена последняя монастырская кирпичная церковь - надвратный храм во имя Святителя Николая, оформивший главный северный вход в монастырь, со стороны села. Позднее он был соединен с корпусом братских келий и благодаря этому с трапезным храмом Спаса Нерукотворенного Образа. Так сложился цельный, удобный для молитвы и труда монастырский комплекс, обнесенный сначала деревянной, а затем кирпичной оградой.

Никольская церковь неоднократно перестраивалась в XVIII – XIX веках, сильнее других построек она пострадала и в советское время (ее современный облик почти полностью воссоздан реставраторами в 1980 х годах).

В 1684 году Космин монастырь был передан в ведение Патриаршего дома.

В 1726 году Успенский Космин монастырь как "малобратственный" был приписан к Никольскому Волосову монастырю Владимирского уезда, но через год вновь стал самостоятельным.

В XIX веке в монастыре проводились новые строительные работы: в 1833 году были устроены приделы во имя преподобного Космы (в южной части главного алтаря Успенской церкви) и во имя новопрославленного святого Митрофана Воронежского (в южной части трапезной храма Спаса Нерукотворенного Образа).

В годы революции и советской власти судьба Косминой обители мало чем отличалась от судьбы сотен других закрытых и обезображенных монастырей и храмов. Часть послушников покинула монастырь еще в 1918 году, а в 1923 году монастырь был закрыт. Ограду монастыря разобрали на кирпич.

После образования в 1935 году Небыловского района в монастыре размещались различные организации. В Никольском храме находились госбанк, сберкасса, отделение милиции и КПЗ. В Спасском – райисполком. В келейном корпусе – ветеринарный пункт, родильный дом, больница и детский сад, затем – библиотека. В Успенском соборе был открыт клуб, позднее   хлебопекарня и столовая. Монастырское кладбище уничтожено и на этом месте возведены дома с огородами и садами. Была разрушена колокольня и уничтожены главы храмов.

К 1963 году, когда был упразднен Небыловский район, монастырский комплекс был настолько приведен к гражданскому виду, что казалось невозможным восстановить его первоначальную красоту. Но монастырский комплекс привлек внимание органов охраны памятников культуры, и в начале 1980 х годов был отреставрирован Успенский собор.

В 1996 году монастырь был возвращен Церкви, а в 2004 2005 годах были произведены основные восстановительные работы.

Распоряжением Министерства культуры от 9 июня 1997 года монастырь передан Владимирской епархии Московского патриархата Русской Православной церкви и является действующим монастырем. На основании Указа Президента от 20 февраля 1995 года монастырь получил статус памятника федерального значения.

Храмы монастыря: Успенский собор, трапезный храм Спаса Нерукотворного, надвратный Никольский храм.

Святыни монастыря: иконы XVII   XVIII вв., частицы мощей свт. Митрофана Воронежского, частицы мощей 12 Оптинских старцев, прп. Алексия, Зосимовского чудотворца, прп. Германа Зосимовского, Владимирского чудотворца.

Насельников монастыря 12 человек, из них 2 иеромонаха, 1 иеродиакон.

Братия начинает день с утренних молитв и богослужения, трудится по благоустройству монастыря, в кельях вычитывают Правила и Псалтирь за живых и умерших и заканчивают день вечерней общей молитвой с чином прощения. Есть подсобное небольшое хозяйство, гостиница для паломников.

Глава - иеромонах Серафим (Котенев).

Оценить 0
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала