МОСКВА, 18 ноя - РИА Новости. Бельгийский художник, хореограф, драматург и режиссер Ян Фабр привез на фестиваль NET скандальный, как у него водится, спектакль - "Оргию толерантности", демонстрирующую, насколько абсурден процветающий ныне в Европе культ терпимости.
"Оргию" покажут на сцене Центра имени Мейерхольда 18 и 19 ноября.
"На сцене будет происходить нечто экстремальное, и это не может не вызвать реакции у зрителя. Реакции даже в чисто физиологическом смысле, потому что театр суть биологический процесс, в первую очередь - для актера, а во вторую - для зрителя. Мы думаем, что испытываем эмоции, но эмоции - результат биологических импульсов, и катарсис тоже - биологический процесс", - объяснил Фабр в интервью РИА Новости.
Именно достижение катарсиса он ставит себе главной целью: "Моя работа - как фармакон в греческой медицине: лекарственное средство, которое одновременно и лечит, и причиняет боль", - говорит он.
Отъявленный экспериментатор и провокатор, Фабр, тем не менее, настаивает, что всякий театр основан на традиции, и его собственные спектакли "вполне можно свести к матрице греческой трагедии и комедии - только переосмысленных в 2009 году".
Общий посыл "Оргии..." режиссер описывает так: "Мы стали фантастически толерантны и поэтому часто готовы поддерживать ужасные вещи, полагая, что любая идея имеет право на существование. На деле это производит к процветанию самых низменных человеческих инстинктов. Взять хотя бы секс, особенно на телевидении. Порнография - абсолютное зло, все это знают, и в то же время общество создает для нее пространство толерантности, специальные участки, где все под контролем, все цивилизованно. В какой-то момент мне стало отвратительно это лицемерие. Так и возникла "Оргия..."
Премьера состоялась в январе 2008 года, позже спектакль вызвал сенсацию на Авиньонском фестивале. По словам Фабра, "с тех пор он поменялся процентов на сорок: мы непрерывно совершенствуем свою работу, меняем куски текста, вставляем и убираем сцены, дискутируем, исследуем".
"Каждый спектакль, - говорит режиссер, - живет лишь пока он играется, а потом исчезает. В этой эфемерности - вся красота театра".
Фабр настаивает на воспитательном значении происходящего на сцене: "Я надеюсь, что зрители после спектакля станут более открытыми в этическом и эстетическом смысле, обретут большую политическую сознательность. Всякий плод творчества имеет политическое значение, но не в общепринятом смысле: художник создает красоту, а в красоте есть некий этический принцип. Красота - это способность принимать индивидуальность. Для меня крайне важно защитить человеческую индивидуальность, человеческое тело, ведь они очень уязвимы".
"Я романтик, - продолжает режиссер, - я верю, что изобразительное искусство, театр, литература могут менять людей и общество. Художник всегда должен стремиться менять человечество к лучшему и верить в него".
В то же время он стремится избегать прямых параллелей с реальностью: "в тот момент, когда происходящее на сцене начинает слишком сильно напоминать реальность, мы меняем спектакль".
Перемены в происходящем на сцене - плод сотворчества режиссера и актеров театральной компании Troubleyn, созданной Фабром в его родном Антверпене в 1986 году.
"Мы с актерами очень много работаем. Очень многое основано на ежедневных упражнениях, на дисциплине. Ибо чем строже правила, тем больше в итоге свободы", - утверждает Фабр.
По его словам, "хороший актер - все равно что каннибал: он пожирает текст, а затем исторгает его из себя. Меня пожирает моя работа, а я пожираю моих актеров. Многие из них со мной уже по 20, 25 лет, мы знаем вкус плоти, кожи, крови, спермы друг друга. Поскольку театр, повторяю, - биологический процесс".
Правда, свидетелями этого процесса могут стать только взрослые люди: организаторы NETа предупреждают, что в "Оргии толерантности", как легко понять уже из названия, присутствуют жесткие сцены и ненормативная лексика.
Поскольку Фабр - не только режиссер, но и чрезвычайно востребованный художник, он гастролирует и с выставками. "Сейчас у меня идет больше 10 выставок по всему миру. Самая важная, пожалуй, - в Риме. Она называется "Побег художника" и посвящена французскому бандиту, гению метаморфоз Жаку-Рене Мерину. Я вообще думаю, что между художниками и бандитами много общего - и для тех, и для других актуальна поэзия побега от системы, преображения, воображения, свободы".
Ян Фабр родился в 1958 гоуд в Антверпене, закончил Муниципальный институт декоративных искусств, отучился в Королевской академии художника. В конце 1970-х прославился экстремальными перформансами: например, поджигал пачки собранных зрителями денег, чтобы сделать рисунки из пепла. Развившийся из них театр считает "перформансом в режиме реального времени" и "живой инсталляцией".
Фабр ставит спектакли, для которых сам пишет тексты; его пьесы выходят в европейских странах отдельными сборниками; его танцевальные постановки вызывают бурные дискуссии. Вместе с тем, его эстетические провокации уже стали классикой - ему поручалось, в частности, руководство главным театральным событием Европы, фестивалем в Авиньоне, а его художественные акции привлекали внимание самых консервативных и влиятельных институций: его инсталляции не раз участвовали в Венецианской биеннале, у него была персональная выставка в Лувре, а бельгийская королева заказала ему редизайн Зеркального зала Королевского дворца в Брюсселе. В ответ Фабр покрыл потолок и люстру крылышками полутора миллионов скарабеев.
Фестиваль NET, пригласивший этого классика европейского эпатажа в Москву, посвящен в этом году юбилею падения Берлинской стены и проходит при поддержке Министерства культуры РФ и Фонда Михаила Прохорова.