Рейтинг@Mail.ru
Свидетель двадцатого века - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Свидетель двадцатого века

Читать ria.ru в
Дзен
Генрих Боровик, выдающийся российский журналист-международник, отмечающий сегодня свое восьмидесятилетие,- это настоящий свидетель двадцатого века. Свидетель с большой буквы, поскольку он сумел сочетать в себе два качества, редко сочетавшиеся в советских людях его поколения.

Дмитрий Бабич, обозреватель РИА Новости.

Генрих Боровик, выдающийся российский журналист-международник, отмечающий сегодня свое восьмидесятилетие,- это настоящий свидетель двадцатого века. Свидетель с большой буквы, поскольку он сумел сочетать в себе два качества, редко сочетавшиеся в советских людях его поколения. Он и физически видел потрясающие события и фигуры двадцатого века, и понимал их истинное значение.

Много ли было людей в шестидесятые и семидесятые годы, побывавших и на съездах КПСС, и на форумах Республиканской партии в США? Боровик был одним из таких людей. Но не только и не столько в этом его уникальность.

Боровик не только общался с Александром Федоровичем Керенским в годы, когда это было просто опасно для любого советского человека (а тем более для международного обозревателя ЦТ). Он одним из первых людей в России понял, что перед ним не «какой-то присяжный поверенный», не неудачливый авантюрист начала века, а трагическая фигура. Сегодня это чуть ли не трюизм. А в шестидесятые годы, когда вся страна еще была под обаянием «комиссаров в пыльных шлемах»?

Это сочетание двух талантов - видеть и понимать - позволило Боровику быть востребованным и в годы так называемого застоя, и при перестройке, и даже в постперестроечные времена. Каждая новая эпоха выявляла в нем какие-то новые качества, потайные ящички хорошо припрятанных знаний и впечатлений, вдруг оказывавшихся важными и нужными в наступившее новое время.

Написанная в «глухом» 1977 году пьеса «Интервью в Буэнос-Айресе» о судьбе чилийских конформистов-интеллигентов после свержения режима Альенде неплохо ложилась и на советскую реальность, на судьбы шестидесятников (недаром Альенде сделал одним из своих героев Евгений Евтушенко).

В этом смысле Генрих Боровик - журналист и человек, если угодно, таинственный. В нем всегда была заметна склонность к загадочному и игровому элементу в жизни, возможно, унаследованная от работавших в театре родителей. И всегда эта (возможно, тоже привитая в театре) способность «вжиться» в другого человека, понять его мотивы, чувства, иногда даже самооправдания. Отсюда - замечательная книга Боровика о Киме Филби, агенте советской разведки из высших кругов британского общества. Если вы хотите узнать диаметрально противоположные политические оценки Филби - читайте британскую или позднее - советскую прессу «мейнстрима». Там перед вами предстанет или алкогольно зависимый предатель (британский вариант), или патриот СССР и честный коммунист (советский вариант). А вот если вы хотите узнать Филби-человека, читайте Боровика. Генрих Авиэзерович сумел разгадать Филби - возможно, потому, что ему самому было скучно всю жизнь играть одну роль. Будь это роль записного либерала или честного советского коммуниста.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала