СИНГАПУР, 15 ноя - РИА Новости, Михаил Цыганов. Сингапур начинался с места, где сейчас улица Церкви под прямым углом пересекается с улицей Синагоги, а невдалеке, разделенные всего ста метрами, пролегли улица Мечети, улица Пагоды и улица Храма.
"Азия для начинающих"
Сначала на небольшом островке к югу от султаната Джохор на нижнем краешке Малаккского полуострова жили по преимуществу малайцы, которые сейчас составляют лишь около 14% населения города-государства. По преданию, принявший суматранского тигра за льва малайский принц Санг Нила Утама и дал в начале XIV века нынешнее название "Город Льва" ("Синга" - лев, "пура" - город) острову, который раньше называли Тумасек. Но в современном Сингапуре к числу "малайцев" относят также и минангкабау, и бугов, и яванцев, и бывших жителей соседнего архипелага Риау... И вообще всех перебравшихся сюда представителей сотен народов, живущих в современных Индонезии, Малайзии, Филиппинах.
Привлеченные низкими налогами и массой возможностей, которые открывал статус "свободного порта", введенный в начале XVIII века основателем современного Сингапура Стэмфордом Раффлзом, на главный перекресток морских путей из Европы и Африки в Азию стали массами прибывать и китайцы из пяти различных провинций гигантской империи.
Соответственно, и говорили они на пяти разных диалектах, которые в китайском языке уже тогда разошлись настолько далеко, что в устной речи объяснявшиеся на них друг друга не понимали вообще. А потому даже между собой китайцы из разных провинций частенько общались по-малайски, и малайский язык и по сей день остается в Сингапуре государственным, хотя на "китайцев" сейчас приходится примерно три четверти населения.
На берег трехкилометровой реки Сингапур (которая, на самом деле, является просто узким заливчиком) высаживались и представители множества народов, которые живут в современной Индии.
Достаточно сказать, что помимо выходцев из Южной Индии - тамилов - в Сингапуре и сейчас живет немало сикхов, гуджаратцев, малаяли, пенджабцев. А исповедуют сингапурские "индийцы" не только индуизм, но и ислам, буддизм, сикхизм, джайнизм, зороастризм.
Ну и, конечно, сюда прибывали армяне, парсы, арабы, евреи, потомки португальцев и испанцев, англичане, голландцы, немцы и даже скандинавы... Наконец, русские.
Когда это был берег, но поскольку островное государство постоянно ползет вширь, сейчас улицы Церкви и Синагоги, Пагоды и Мечети, на которые волна за волной высаживались десятки тысяч новоприбывших, оказались от него на значительном удалении.
В общем, не зря современный Сингапур порой называют "Азией для начинающих". Это верно и в отношении туристов, которые могут познакомиться с культурой десятков народов в одном месте. Но это правильно и в отношении самих их представителей, учившихся жить на новом месте бок о бок, сохраняя при этом собственную культуру.
Русско-китайская внучка и арабско-датская дочь
Джеральдин Лоу-Исмаил, которую в Сингапуре прозвали "Живым сокровищем" и "Ходячим словарем", не знает настоящей фамилии своего прадеда: живший сначала в Шанхае русский торговец женился на китаянке и сменил фамилию на "Лоу", а потом примерно в 1880 году перебрался в Сингапур.
Отец Джеральдин работал на голландскую каучуковую компанию в индонезийской части острова Калимантан и однажды, отдыхая в Сингапуре в 30-е годы прошлого века, встретил очаровательную девушку смешанного палестино-датского происхождения, на которой и женился…
А потом была война. Мощные орудия "неприступной", как были убеждены британцы, морской крепости на острове Сентоса, где сейчас туристы посещают множество аттракционов, оказались бессильны против обошедшей их с тыла японской пехоты. Отец Джеральдин, который, как она считает, работал также на австралийскую разведку, в эти дни был за пределами Сингапура, и в годы войны пропал без вести. Опасаясь морских мин, мать Джеральдин с дочерью оставались в Сингапуре, и бежали в Индию лишь 13 февраля 1942 года - всего за два дня до капитуляции британцев.
Но оказались они в Австралии, куда крошечное суденышко попало, спасаясь от подводных лодок. С двумя чемоданами: в одном были фотоальбомы, а в другом - швейная машинка Зингер...
- Ну, разве думаешь о том, что взять с собой, когда в панике бежишь? - спрашивает Джеральдин.
Когда она с матерью вернулась после окончания войны в Сингапур, то увидели, что все дома в окрестностях были разбомблены.
Сама Джеральдин потом вышла замуж за Исмаила бин Ахмата, отец которого, богатый армянин, был женат на китаянке из южного Таиланда.
- Я самый настоящий "Сингапурский слинг", - шутит она.
Таких, как Джеральдин, в Сингапуре сейчас около 30 тысяч, и зовут их там "евроазиатами".
День расовой гармонии
"Еще большее восхищение вызывает тот факт, что различные расовые группы побуждают сохранять свои собственные традиции и обычаи, чтобы не получился "плавильный котел", - пишет в книге "Сингапур; культурный шок!" перебравшаяся в "город Льва" чилийка Марион Браво-Бхасин. - Здесь сравнивают (местное) общество с "роджак" - малайским салатом из смешанных фруктов и овощей, который стал символом смешения и многообразия".
Но, несмотря, на все свои столь заметные различия, современные сингапурцы едины. День 21 июля объявлен в Сингапуре государственным праздником День расовой гармонии - в память о 1964 годе, когда в ходе его занявшей несколько лет трансформации в независимое государство в "городе Льва" вспыхнули самые крупные (и последние) в его истории межнациональные столкновения.
"Откровенно говоря, приезд и начало жизни в Сингапуре становится для многих не столь уж большим "культурным шоком", - пишет Марион Браво-Бхасин. - Если вы с Востока, то в нем достаточно восточных элементов, чтобы вы чувствовали себя комфортно. То же самое, если вы приехали с Запада. Именно такая уникальная смесь и делает Сингапур тем, что он есть".