Рейтинг@Mail.ru
Слабые институты повышения квалификации реформируются или исчезнут - РИА Новости, 13.11.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Слабые институты повышения квалификации реформируются или исчезнут

Читать ria.ru в
Дзен
О том, устарели ли институты повышения квалификации, и о том, как отразится ли новая система на качестве учительской подготовки, в интервью РИА Новости рассказал проректор Московского института открытого образования, директор Центра непрерывного математического образования Москвы Иван Ященко.

Учитель должен самостоятельно выбирать учреждение или программу повышения квалификации, говорится в национальной образовательной инициативе “Наша новая школа”, разработанной Минобрнауки РФ. Устарели ли институты повышения квалификации (ИПК), и отразится ли новая система на качестве учительской подготовки? Об этом РИА Новости рассказал проректор Московского института открытого образования (МИОО), директор Центра непрерывного математического образования, преподаватель школы № 57 Москвы Иван Ященко.

- Иван Валерьевич, как вы относитесь к идее министерства дать учителю свободу выбора в определении им способа повышения своей квалификации?

- Мы поддерживаем эту идею. Если тезис, что учитель может повышать квалификацию где угодно, получит законодательное подтверждение, и будут разработаны организационные и финансовые механизмы, это повысит конкуренцию на рынке, позволит нам выстраивать взаимодействие с учреждениями, которые не финансируются специально, но обладают нужными для переобучения преподавателей компетенциями. Мы ждем этого. Это позволит нам чувствовать себя свободнее, «развяжет нам руки».

- Почему возникла мысль дать учителю самому делать выбор? Институты повышения квалификации устарели? 

- Думаю, в первую очередь дело не в том, что ряд ИПК действительно работает не вполне удачно, не имеет кадров нужной квалификации, а в том, что сейчас требуется гораздо большая динамика в работе системы повышения квалификации. Устарели не ИПК, а система монополизма на повышение квалификации – сильные ИПК конкуренции не боятся, они заинтересованы в том, чтобы преподаватели могли выбирать лучшее заведение и форму обучения, которых должно быть больше, чем сейчас. Слабые институты повышения квалификации реформируются либо исчезнут.

- Что вы имеете в виду, когда говорите, что новая система «развяжет вам руки»?

- МИОО всегда старался реализовать механизм обучения педагогов в разных учебных заведениях. К примеру, учителей рисования для повышения квалификации мы старались направить в центр при художественном музее. Но сейчас, когда мы привлекаем к работе сторонние организации, речь идет только о приглашении профессоров для чтения лекций и о почасовой оплате их работы. Подобные ограничения не слишком способствуют системному сотрудничеству.

В нашем институте уже сейчас все организовано для того, чтобы учитель мог осуществить выбор. Мы создали на сайте электронную базу, где представлены все учебные заведения и программы. Преподаватели имеют там личный кабинет и могут, рассмотрев предлагаемые возможности, дистанционно записаться на нужный курс. Однако мы ограничены в том, чтобы пригласить в эту базу организации, не имеющие прямого отношения к повышению квалификации учителей. Учебное заведение может работать вместе с нами только на свои собственные средства. Если проект Минобрнауки будет подкреплен нормативными актами, мы сможем достаточно оперативно реализовать эти решения.

- Какие преимущества получает учитель помимо свободы выбора? И главное, как новая система выбора скажется на качестве учительской подготовки?

- Преимущества  разные – одни лежат в содержательной плоскости, другие в организационной. Общепедагогические лекции учителя, к примеру, могли бы слушать непосредственно в ИПК и педагогических вузах. Предметное обучение можно было бы разделить на модули, и, допустим, физик проходил бы обучение в научном центре РАН, психолог - в институте при кафедре психологии.

Что касается организации, также было бы снято много неудобств. Учителю не пришлось бы преодолевать немалые расстояния по Московской области, чтобы добраться на лекции из одного места в другое, он сам бы выстраивал свою индивидуальную траекторию повышения квалификации с учетом собственных потребностей. Система в целом стала бы более мобильной.

И, конечно, актуальна для учителя-предметника и возможность «погружения в среду». Разве не интересно было бы, к примеру, учителю физики, преподающему курс на профильном уровне, посетить реактор в Дубне?

- Сейчас институты повышения квалификации координируют процесс, отправляют учителей на переподготовку. Что будет, когда учитель получит самостоятельность? Кто будет регулировать учительские потоки? 

- В Москве повышать квалификацию учителей направляют школы и окружные управления образованием, с учетом учительской потребности. И потоки надо именно координировать, регулировать. Учителям - рекомендовать, а не административно посылать кого-то на те или иные курсы. Когда мы за два года до начала занятий объявили о планируемом введении в школе вероятности и статистики в 7-9 классах, пришлось открывать дополнительные группы (в том числе и на базе вузов), чтобы дать возможность всем желающим учителям повысить квалификацию по этой тематике. Институты повышения квалификации в такой ситуации сохранят за собой роль координирующих методических центров.

- Есть ли какие-то подвижки в разработке нормативной базы, которая подкрепила бы новые инициативы?

- Пока нет. Но мы очень надеемся, что проект министерства не останется только проектом.

Материал подготовила Ольга Криволуцкая (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала