Вероника Перминова
ВЛАДИВОСТОК, 11 ноя - РИА Новости. Международное сообщество, после того, как год назад Совбез ООН разрешил иностранным военным кораблям патрулировать воды Сомали из-за роста числа пиратских нападений, объявило войну пиратам. Сейчас воды Аденского залива патрулируют корабли разных стран, но принятых мер, по мнению экспертов, недостаточно - нападения морских разбойников становятся более дерзкими, кроме того, пираты в поисках добычи все чаще выходят в Индийский океан и Аравийское море.
По данным Международного морского бюро (International Maritime Bureau, ММБ), количество нападений пиратов на суда по всему миру за первые девять месяцев 2009 года уже превысило цифры всего предыдущего года. С января по сентябрь 2009 года были зарегистрированы 306 пиратских атак против 293 в 2008 году.
Всего за первые девять месяцев 2009 года пираты пытались взять на абордаж 114 судов, 34 судна были захвачены. В заложниках у пиратов (по состоянию на 21 октября) находится 661 член экипажа, 19 человек при нападениях были ранены, семь похищены, шесть убиты и восемь пропали без вести.
Первым российским военным кораблем, принявшим участие в международной антипиратской операции, стал сторожевик "Неустрашимый". Российский сторожевой корабль Балтийского флота 11 ноября 2008 года приступил к сопровождению судна "СЕС СОММАNDER", принадлежащего датской компании. СКР "Неустрашимый" Балтийского флота возвратился 8 февраля в главную базу флота Балтийск. За время патрулирования вод Аденского залива с ноября 2008 года корабль провел через районы нападения пиратов десятки гражданских судов.
Судовладельцы нанимают охрану
"Несмотря на то, что международное сообщество принимает меры по борьбе с пиратами, количество нападений не уменьшается, в последнее время на гражданские суда нападают не только у побережья Сомали, но и вдали от берега", - сообщил РИА Новости инспектор Международной Федерации транспортных рабочих (МФТ) Петр Осичанский.
У берегов Сомали - страны, которая еще с 1991 года не существует как единое государство, по данным Международного морского бюро, за первые три квартала 2009 года пираты атаковали 47 судов.
"На судоходном рынке возникла даже некоторая паника, чуть ли не ежедневно поступают сводки о пиратских нападениях, - сказал Осичанский. - Страховые компании подняли ставки страхования судов, проходящих через опасные районы".
Одной из громких историй стал захват в конце июля сухогруза Arctic Sea с 15 российскими моряками, который следовал из Финляндии в Алжир. Спустя почти месяц после таинственного исчезновения, судно было обнаружено в Атлантике - операцию по освобождению экипажа провели моряки Черноморского флота. В конце октября в районе Сейшельских островов в плен к пиратам попали 23 российских моряка, члены экипажа тунцелова Thai Union-3. Сейчас владелец судна - таиландская Samui Fishing Company - ведет с бандитами переговоры по освобождению экипажа и судна.
Судовладельцы исходят из своих финансовых возможностей, принимая меры по охране судов. Некоторые из них, в основном крупные, нанимают частную охрану.
"Например, Израиль, уже начал готовить специалистов по борьбе с пиратами. Услуги по охране судов, проходящих через опасный район, предлагают частные охранные компании. Сутки проводки обходятся в 50 тысяч долларов, мелкие судоходные компании такие деньги платить не в состоянии", - отметил собеседник агентства.
Суда превращают в плавучие крепости
Мелкие судовладельцы принимают меры, чтобы превратить свои суда в крепости.
"Так, на борту выставляют муляжи вооруженных охранников, ограждают борты судна колючей проволокой ил трубами с горячей водой и паром, мешающие пиратам проникнуть на судно", - рассказал Осичанский.
Он подчеркнул, что расходы на антипиратские барьеры во много раз меньше, чем убытки судовладельца в случае нападения пиратов.
"Пираты очень хорошо осведомлены о том, какой груз везет судно, как оно охраняется, и если знают, что на борту есть вооруженная охрана, то на это судно не нападают", - сообщил РИА Новости председатель Дальневосточной региональной организации РПСМ Николай Суханов.
По словам Осичанского, военные моряки разных стран, патрулирующие воды, не всегда могут прийти на помощь судну, которые атакуют пираты.
Когда морские разбойники, отмечает эксперт, захватили тунцелов "Тhai Union-3" с 23 российскими моряками из Калининградской области в районе Сейшельских островов, рядом находился военный британский корабль, но его экипаж не смог помочь российским рыбакам, так как пираты уже проникли на борт рыболовецкого судна и под угрозой оказались бы жизни гражданских моряков.
"Пираты знают, что когда они захватят гражданское судно, то по большому счету, с ними уже ничего сделать не могут, так как у них есть заложники", - сказал Осичанский.
Власти разных стран в этом году уделяют все больше внимания социальной защите моряков, работающих в опасных районах, считает председатель ДВО РПСМ. "За последний год внимание к этой проблеме выросло, больше внимания уделяют защите моряков, работающих на судах, следующих в опасной зоне, им увеличили зарплату, судовладельцы принимают меры безопасности " , - сказал он.
Борьба с пиратами и защита моряков стали одной из главных тем в конце сентября на Международном переговорном форуме в Маниле (Филиппины), представители профсоюзов обсуждали и вопросы реабилитации, оказания психологической и медицинской помощи морякам, побывавшим в пиратском плену.
Проблему пиратства быстро не решить
Без стабилизации экономической ситуации в Сомали проблему пиратства не решить, считают эксперты.
"Кардинально изменить ситуацию может только улучшение экономической ситуации в Сомали, здесь нужны усилия международного сообщества", - считает председатель Дальневосточной региональной организации РПСМ Николай Суханов.
По его мнению, необходимо взять под контроль и порты, из которых "на промысел" уходят пираты.
Справиться с пиратами вряд ли удастся за короткий срок, полагает Осичанский.
"На борьбу с пиратами направляются огромные деньги. Возможно, часть этих средств целесообразно было бы направить на помощь Сомали. Если экономические проблемы этой страны не решить, то и с пиратами не справиться. На это потребуются, наверное, годы", - сказал он.
Истории борьбы с пиратами
После "Неустрашимого" Аденский залив за прошедший год патрулировали три отряда кораблей Тихоокеанского флота. Первый, в составе БПК "Адмирал Виноградов", спасательного буксира "Фотий Крылов", танкеров "Борис Бутома" и "Печенга", нес боевую вахту у Африканского Рога с января по март этого года. Второй, в составе БПК "Адмирал Пантелеев", спасательного буксира "СБ-37", танкеров "Ижора" и "Иркут", участвовал в международной операции с 27 апреля по 7 июня.
"С января 2009 года по октябрь корабли ТОФ успешно выполнили проводку более ста российских и иностранных судов, предотвратили несколько попыток захвата судов пиратами. Командование ТОФ получило десятки благодарственных писем и радиограмм от капитанов судов и руководителей судоходных компаний многих стран", - сказал РИА Новости начальник службы информации Тихоокеанского флота Роман Мартов.
Представители российских судоходных компаний, суда которых проходят через район Африканского Рога, считают, что военные российские корабли должны и дальше патрулировать воды, пока обстановка не стабилизируется.
Свою эффективность доказала тактика, применяемая российскими моряками, отмечал ранее главный специалист по охране судов Дальневосточного морского пароходства (ДВМП) Владимир Пиденко, выступая на заседании круглого стола во Владивостоке по борьбе с пиратством. Он пояснил, что на охраняемые суда высаживаются морские пехотинцы - так называемые группы сопровождения, а караван гражданских судов сопровождает военный корабль, отслеживающий обстановку.