Рейтинг@Mail.ru
Александра Пахмутова - эпоха "Надежды", "Нежности" и "ласкового Миши" - РИА Новости, 09.11.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Александра Пахмутова - эпоха "Надежды", "Нежности" и "ласкового Миши"

Читать ria.ru в
Дзен

По песням Александры Пахмутовой можно изучать советскую историю. У нее получалось делать из песен "на заказ" настоящие суперхиты, причем, буквально "воспевая" ленинско-комсомольскую романтику, она так и не вступила в ряды КПСС. Сегодня самому народному советскому и российскому композитору исполняется 80 лет.

Сквозь войну - в музыку

Александра Николаевна Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в поселке Бекетовка под Сталинградом. Ее отец был партийным работником, на досуге он самостоятельно выучился играть на фортепьяно, балалайке, скрипке, арфе, конструировал и собирал полупроводниковые устройства, чинил фотоаппараты, столярничал, писал картины маслом и акварелью, пишет "Российская газета".

Однажды мать застала свою трехлетнюю дочь у домашнего пианино, девочка на слух подбирала только что услышанную мелодию. В пять лет Александра Пахмутова уже сочинила свое первое произведение - фортепианную пьесу "Петухи поют". В девять - вместе с отцом в бекетовском клубе на вечере памяти Ленина играла в четыре руки первую часть соль-минорной симфонии Моцарта.

Начавшаяся война прервала ее занятия в Сталинградской музыкальной школе, но ненадолго. Через два года, в разгар войны, Пахмутова поехала в Москву и была принята в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории. В 1948-1953 годах училась в Московской государственной консерватории, ее учителем был выдающийся композитор профессор Виссарион Шебалин, сообщается на сайте Международного объединенного биографического центра. В 1956 году Пахмутова закончила аспирантуру с диссертацией на тему "Партитура оперы М. И. Глинки "Руслан и Людмила".

Чисто симфонически

В то же время, практически в самом начале карьеры, Пахмутова написала одно из лучших своих оркестровых симфонических сочинений - Концерт для трубы с оркестром. Критик немецкого журнала Music und Gesellschaft Карл Фриц Бернхардт в 1957-м отмечал достоинства концерта, мелодика которого показалась ему особенно оригинальной и содержательной.

Другие произведения Пахмутовой для симфонического оркестра: "Русская сюита", увертюра "Юность", Концерт для оркестра, "Ода на зажжение огня", музыка для ансамбля колоколов и оркестра Ave Vita. Это сочинения кантатно-ораториального жанра: "Василий Теркин", "Прекрасная, как молодость, страна", кантаты для детского хора и симфонического оркестра "Красные следопыты", "Отрядные песни". На музыку Пахмутовой в Государственном академическом Большом театре и в Одесском государственном театре оперы и балета был поставлен балет "Озаренность".

Чаще симфоническую музыку Пахмутовой играют и издают за границей, но в последние годы ее стали все больше исполнять и в России.

Женщина, которую поют

На родине же популярность Александра Пахмутова приобрела благодаря музыке к кинофильмам и творчеству в жанре эстрадной песни. Ей оказалось по силам сделать из песен "для нужд партии и народа" настоящие суперхиты для нескольких поколений.

Александрой Пахмутовой написана музыка к кинофильмам "Семья Ульяновых", "Девчата", "Жили-были старик со старухой", "Три тополя на Плющихе", "Закрытие сезона", "Моя любовь на третьем курсе", "Полынь - трава горькая", "Баллада о спорте", "О спорт, ты - мир!", "Битва за Москву", "Сын за отца".

На счету композитора около 400 песен, которые исполняют либо исполняли такие разнохарактерные певцы, как Людмила Зыкина, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Эдита Пьеха, Валентина Толкунова, Александр Градский, Сергей Лемешев, Георг Отс, Эдуард Хиль, Тамара Гвердцители, Юлиан, Людмила Сенчина, Валерий Ободзинский, Надежда Бабкина, Михаил Боярский и др.

Также песни Пахмутовой звучали в исполнении Ансамбля Александрова, Хора имени Пятницкого, ансамблей "Песняры", "Самоцветы", "Надежда", "Верасы", "Сябры", "Пламя", группы Стаса Намина и т. д.

Среди авторов стихов песен Александры Пахмутовой выдающиеся поэты: Лев Ошанин, Михаил Матусовский, Евгений Долматовский, Михаил Львов, Роберт Рождественский, Римма Казакова и др. Но наиболее плодотворным стал творческий союз Александры Пахмутовой с Николаем Добронравовым - поэтом и… супругом.

Всесоюзный союз

Встреча 28-летнего поэта и тогда еще актера Театра юного зрителя Николая Добронравова с будущей женой произошла еще в 1956 году, в музыкальной редакции детского радиовещания. Их попросили сочинить вместе песенку о летних каникулах "Лодочка моторная".

"На этой лодочке мы и отправились в плаванье по жизни", - шутит Николай Добронравов.

Уже более полувека они вместе: он пишет стихи, она - музыку. Практически все их песни стали хитами. И народным достоянием.

В их песнях - судьба страны и судьба народа, память о войне и начале освоения космоса, подвиги летчиков и строителей, романтика путешественников и комсомольцев. И вечные темы - добро и зло, любовь и ненависть…

Несмотря на то, что значительное место в творчестве ярчайших песенных поэта и композитора Советского Союза занимала ленинско-комсомольская тематика, они никогда не были членами КПСС.

"В коммунистической идеологии одни кидались за идеи в огонь, мужественно переносили пытки, бесплатно отстраивали страну, другие прятались за их спинами и возводили себе чужими руками роскошные дачи. (…) Я отлично понимала, что, получив от меня заявление, эти псевдокоммунисты сядут в черную "Волгу" и уедут в свои загородные хоромы, а я с этого момента буду обязана на них работать, утопать в новых проблемах. Я бы ничего не написала, вступив в партию, поскольку примитивные серые бюрократы затюкали бы меня насмерть своими поручениями", - цитируют Пахмутову "Аргументы и факты".

Почти полтысячи хитов

Александра Пахмутова - один из главных хит-мейкеров советского времени, на ее счету около 400 песен, часть из которых прочно вошла в золотой фонд нашей страны.

Самыми популярными и любимыми спустя десятилетия остаются "Старый клен", "Птица счастья", "Хорошие девчата", "Как молоды мы были", "До свиданья, Москва", "Усталая подлодка", "Обнимая небо", "Мы учим летать самолеты", "Главное, ребята, сердцем не стареть!", "Знаете, каким он парнем был", "Команда молодости нашей", "Надежда", "Нежность", "Нам не жить друг без друга", "Орлята учатся летать", "Трус не играет в хоккей", "Я не могу иначе" и многие другие.

Кажется, Пахмутовой подвластны все жанры и направления - от простенькой бардовской песни до сложной оратории.

"…когда-то Джоаккино Россини сказал: "Дайте мне счет из прачечной, и я положу его на музыку". Тогда он пытался этим удивить, а сегодня это уже обычное дело. Мне тоже ничего не стоит завернуть в музыку и счет из прачечной, и статью из газеты, только я не вижу в этом особого смысла", - признается юбилярша.

"Теоретически я за неделю могу любого научить писать песни, в том числе шлягерные, поскольку хорошо знаю технологию, - говорит Пахмутова. - Существуют конкретные средства, которыми можно вызвать так называемый "скандеж", то есть с помощью определенной ритмики и гармонии заставить зал подхлопывать и подтопывать песне, есть приемы, вызывающие у человека желание многократного прослушивания той или иной мелодии, но я считаю использование подобных приемчиков музыкального обольщения нечестным по отношению и к музыке, и к слушателю. Это все равно что сознательно вскружить девушке голову, оставаясь к ней абсолютно холодным".

Какая жизнь - такие песни

Несмотря на всесоюзную любовь и несомненный музыкальный авторитет, в сторону Александры Пахмутовой иногда звучала и до сих пор звучит критика.

"У нас было достаточно запрещенных песен тогда и, выражаясь современным языком, "неформатных" сегодня. Помню, "Песню о Ленине", написанную для русского хора, забраковали лишь из-за строчки "…Ильич прощается с Москвой…". Нам объяснили, что Ленин не может прощаться со столицей, поскольку он навсегда в ней. Так песня до сих пор и лежит в столе, хотя, по-моему, получилась она неплохо", - говорит Пахмутова.

"Придирались" в основном к текстам песен, но одну из композиций не пропустили именно из-за музыки. Серьезные нарекания вызвала песня композитора "И Ленин такой молодой": по мнению худсовета, активные барабаны оскорбляли память вождя.

"Я никогда не делала трагедии из того, что ту или иную песню запретили. Всегда относилась к этому философски: не сегодня, значит, завтра выйдет. Глупо сидеть и копить обиды, когда можно успеть еще столько всего сочинить", - говорит композитор.

Как Миша стал ласковым

Одна из знаменитейших песен Пахмутовой - прощальная песня Олимпиады-1980 "До свидания, Москва" на стихи Добронравова. Песня должна была быть пафосной, торжественной. Супругам "заказ" показался не очень интересным, но в дело вмешалась политика.

"За несколько месяцев до начала Олимпиады в Москве в 1980 году нам с Николаем Добронравовым заказали песню с основной темой: "До свидания, Москва, здравствуй, Лос-Анджелес!" Но в это время США решили бойкотировать московскую Олимпиаду в связи с войной в Афганистане, нам предложили написать просто лирическую песню-прощание с Москвой и Олимпиадой", - рассказала Пахмутова в интервью "Российской газете".

"Когда записывали на "Мосфильме", Александра Николаевна попросила меня исполнить песню мягко, проникновенно, немного грустно, - рассказал "Московскому комсомольцу" певец Лев Лещенко. - Но никто не знал, что получится в итоге, - ведь кроме меня пробовались еще и Таня Анциферова, и ансамбль "Самоцветы". Все держалось в строжайшей тайне. Так что окончательный вариант я услышал только на стадионе во время закрытия".

Песня, на которой взрослел Градский

В 1976 году на свет появилась песня "Как молоды мы были" на музыку Пахмутовой и стихи Добронравова, ее исполнил "отец русского рока" певец и композитор Александр Градский.

"Я спел ее, когда мне было 26 лет, - рассказывает он. - Это было довольно необычно, поскольку молодой еще совсем человек пел с точки зрения взрослого. Сегодня я ее пою правильнее. И по-другому. А Аля всегда говорит: "Мне интересно, что ты сейчас будешь делать. Я все время слежу, как ты ее меняешь".

Не могло быть иначе

Одна из самых лирических песен творческого союза Пахмутова-Добронравов - это песня "Я не могу иначе", написанная в 1982 году. Она стала визитной карточкой Валентины Толкуновой.

"Александра Николаевна мне позвонила, сказала: "Я написала песню, ты должна ее спеть". А Николай Добронравов добавил: "Она для твоего характера, для твоей сути: актерской и женской", - рассказывает певица. - Мне очень понравились и музыка, и стихи, но к песне все никак не могла приступить - уж очень много к тому времени накопилось материала. Но зато когда она была исполнена!.. Знаете, есть песни, которые становятся знаменитыми после первого же исполнения. Вот к таким принадлежит и "Я не могу иначе". После премьеры, а это было 8 марта в программе "Голубой огонек", редакцию просто завалили письмами с просьбой повторить песню".

"Нежность" для торговки

Намного раньше на свет появилась другая лирическая песня, которую до сих пор наизусть знает вся страна. Речь идет о легендарной "Нежности" из фильма "Три тополя на Плющихе". Кстати, поначалу Пахмутова отказывалась сочинять песню для "тетки, которая приехала на рынок мясом торговать".

Тогда режиссер картины Татьяна Лиознова уговорила композитора посмотреть фильм. Пахмутова из вежливости пришла, а уходя заявила: "Если я и напишу музыку, то только из-за крупного плана Ефремова". В итоге она сочинила мелодию, пока шла после просмотра ленты от студии Горького до стоянки такси. Стихи к песне написаны Сергеем Гребенниковым и Николаем Добронравовым.

Кстати, первое исполнение "Нежности" в Колонном зале Дома союзов было абсолютно провальным: Майя Кристалинская ушла со сцены в полной тишине.

Его мелодия

Песню "Ты моя мелодия" Александра Пахмутова и Николай Добронравов написали специально для Муслима Магомаева, когда он переживал, по его словам, "романтическую пору своей жизни".

Тогда его будущая жена Тамара Синявская стажировалась в миланском "Ла Скала", и он каждый день звонил ей из своего номера в гостинице "Россия". Когда к певцу с новой песней пришли в номер Пахмутова и Добронравов, он сразу же принял ее без изменений, хотя обычно всегда просил авторов что-то поправить "под себя".

Через несколько дней была готова студийная запись. Первой ее услышала, конечно же, Тамара Синявская - по телефону в далекой Италии.

"Запущенный" случай

В 1975 году песня "Беловежская пуща" стала настоящим хитом и гимном природного заповедника. После подписания в 1991 году Беловежского соглашения эта песня превратилась из гимна в реквием по СССР.

Сейчас эту песню можно услышать в исполнении панк-группы "Приключения Электроника".

С "Надеждой" в космос

Пахмутова и Добронравов хотели, чтобы их песню "Надежда" пел Иосиф Кобзон, посчитав, что она "мужская". Но певец отказался от нее. Тогда они послали слова и ноты нескольким исполнителям, в том числе и Анне Герман. Именно в ее исполнении "Надежда" получилась лучше всего и стала классикой.

А у космонавтов вошло в традицию слушать эту песню перед полетом.

Государственный вальс Российской Федерации

Во многом благодаря Пахмутовой прославился певец Юлиан. Когда они познакомились, ему было всего 18 лет. Он увидел знаменитого композитора у Дома радио, где в тот день записывался, и отважился к ней подойти со словами, что наизусть знает ее песни, хочет их петь и очень был бы рад встретиться снова.

"Первой песней Пахмутовой, которую я спел и получил за нее Гран-при на Международном конкурсе артистов эстрады, стал "Старый клен" из кинофильма "Девчата", - вспоминает он. - А потом был "Русский вальс" - песня, которая, стала моей визитной карточкой, именно с ней я выступал перед английской королевой. Было это в 1994 году. И Борис Ельцин тогда сказал: "У нас гимна России нет, а "Русский вальс" есть".

Кто играл в хоккей

Звенит в ушах лихая музыка атаки,
Точней отдай на клюшку пас, сильней ударь,
И все в порядке, если только на площадке
Великолепная пятерка и вратарь! -

поется в песне Пахмутовой и Добронравова "Трус не играет в хоккей".

Некоторые любители хоккея предполагают, что в "великолепную пятерку" поэт и композитор включили Фетисова, Касатонова, Макарова, Ларионова и Крутова. На самом деле в год написания этой песни будущим звездам "на льду" было всего по 10 лет.

Огни, вода и трубы

Одна из последних работ композитора - песня, написанная к открытию Бурейской ГЭС на стихи Добронравова. За эту композицию Пахмутову не раз упрекали, в том числе за то, что она написала ее исключительно из финансовых соображений.

На эти слова композитор отвечает так: "…мы написали песню о Бурейской ГЭС, потому что это тема всей нашей жизни - Бурейскую ГЭС начинали строить наши друзья. Я прекрасно понимаю, что наши "Бурейские огни" ни радио, ни телевидение передавать не будут - такая музыка сегодня "неформат", и в ресторанах ее вряд ли станут исполнять. Но для нас это не важно. Даже если бы нам не заплатили ни копейки гонорара, я бы все равно эту песню написала".

Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала