Рейтинг@Mail.ru
"Автовазовцы" надеются спасти рабочие места - РИА Новости, 09.11.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Автовазовцы" надеются спасти рабочие места

Читать ria.ru в
"АвтоВАЗ" через месяц приступает к массовым сокращениям работников, из-за которых убыточный автогигант оказался в центре внимания всей страны. Несмотря на обещания руководства завода, вазовцы увольняться не торопятся.

МОСКВА, 9 ноя - РИА Новости. "АвтоВАЗ" через месяц приступает к массовым сокращениям работников, из-за которых убыточный автогигант оказался в центре внимания всей страны. Несмотря на обещания руководства завода - предусматриваемые законом выплаты и помощь в трудоустройстве - вазовцы, еще не получившие уведомления, увольняться не торопятся. Из 5,3 тысячи так называемых досрочных пенсионеров, которых "попросили" уйти на заслуженный отдых раньше времени, заявления об уходе написала пока половина - 2,5 тысячи человек.

Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов 9 ноября, уже во второй раз за месяц, приедет в Тольятти, чтобы встретиться, в том числе, и с работниками завода, которые будут заняты в различных программах переобучения.

Шувалов проведет совещание в Тольятти по проблемам "АвтоВАЗа" >>

На заводе его ждут. "Ждем приезда вице-премьера, послушаем, что скажет", - говорит лидер независимого профсоюза "Единство" Петр Золотарев, который был организатором прошедшего в октябре митинга в связи с сокращениями на заводе.

Денежный подвох

Жизнь немалой части тольяттинцев связана с "АвтоВАЗом". Семейные вазовские династии здесь не редкость.

"Устраиваясь на завод, мы были уверены, что сами посвятим свою трудовую жизнь заводу, а потом и наши дети, внуки и правнуки пойдут через эти проходные", - рассказывает пенсионер завода.

Согласно приказу руководства "АвтоВАЗа", с 14 по 28 декабря, кроме 5 тысяч пенсионеров, должны быть уволены еще почти столько же "белых воротничков". Окончательная же цифра в прессе постоянно варьируется, основываясь на догадках и домыслах, из-за скудной информации, которую выдает завод.

Руководство и официальный профсоюз АвтоВАЗа успокаивают работников пенсионного и предпенсионного возраста. Пенсионерам и тем, кому до заслуженного отдыха осталось два-три года, предлагают взамен работы бонус - "корпоративную пенсию". Она составляет 20% от среднегодовой заработной платы за каждый год работы на заводе.

"Подвох в том, что среднегодовая зарплата за последние пару лет только падала, и сейчас те, кто получал 15-20 тысяч рублей, зарабатывают четыре-шесть", - сетует сотрудница предприятия, попавшая в список.

Пенсионеры завода эти 20% называют "гробовыми".

"Эти же деньги не отдают на руки, часть выдадут людям, а оставшиеся - распределят на пять лет. И неизвестно, то ли ты эти деньги получишь, то ли умрешь раньше, чем получишь. Поэтому люди-то и говорят, что этих пособий только на гробики и хватит", - рассказывает другая сотрудница металлургического производства "АвтоВАЗа".

Она отказалась писать заявление о досрочном уходе на пенсию, надеясь, что в феврале, после новогодних каникул, завод может выйти на обычный график работы, и ситуация изменится к лучшему. Но есть и такие, кто написал - послушался "совета" начальства: "уходите, иначе не получите ничего, а уволены все равно будете".

"Люди в панике - боятся, что и этих копеек не увидят, поэтому уходят. А люди предпенсионного возраста стараются держаться в надежде на то, что завод с февраля следующего года приступит к нормальной работе. Не хотят уходить с завода и те, кто "по вредности" уже на пенсии, а по возрасту - нет", - говорит собеседница агентства.

Ее коллега по цеху заявляет, что никакие угрозы руководства не заставят ее добровольно досрочно уйти на пенсию.

"Я не уйду, пусть меня хоть за руки, за ноги выносят. У меня учится сын, и я его должна доучить. Я осталась без куска хлеба, что же мне и мальчишку обречь на голодное существование?", - рассказывает женщина, чуть не плача.

"Зарплатный" регресс

По данным официального профсоюза автогиганта, в сентябре и октябре более 20 тысяч сотрудников АвтоВАЗа получили зарплату меньше 6 тысяч рублей - это ниже прожиточного минимума, установленного в Самарской области для трудоспособного населения.

С 1 сентября людям платят за фактически отработанное время, при этом рабочая неделя сократилась. Теперь одну неделю работник на производстве занят три дня, в следующую - лишь два.

"Поясок-то мы уже потуже затянули", - с горькой усмешкой констатируют работники автогиганта.

Между тем, город внешне выглядит спокойно: никаких стихийных демонстраций и акций протеста. Правда, все разговоры горожан крутятся вокруг "АвтоВАЗа" и нехватки зарплаты. Хозяйки делятся опытом, где можно подешевле купить продукты.

"Как можно рассуждать о ценах, если я уже забыла, когда последний раз покупала мясо, - рассказывает сотрудница завода, пришедшая на предприятие в 90-е годы. - Сегодня я пошла, купила хлеб и пельмешки по 87 рублей за килограмм и уже даже не задумываюсь, что там могут положить в начинке за эти деньги. Колбасу даже и не помним, когда ели последний раз. Но питаться-то надо как-то".

Снижение покупательской способности отражается и на тольяттинцах, живущих на доходы от торговли.

"Знакомых на рынке спрашиваю, как торговля у них идет, а они мне: "Какая торговля, вы же, вазовцы, ничего у нас не берете". Сегодня мы еще работаем, а завтра вообще, может, и хлеба-то купить не на что будет", - опасается женщина.

Рабочая молодежь "АвтоВАЗа" испытывает проблем не меньше.

"Внушили нам в свое время мысль, что весь мир в кредит живет, мы и подсели на эту удочку. Молодежь накупила в кредит бытовой техники, те же машины, а у кого и ипотека. Вот и сядем скоро все в долговую яму", - делится своими проблемами молодой сотрудник "АвтоВАЗа".

Ему пришлось забрать ребенка из детского сада, чтобы ежемесячно экономить 2-2,5 тысячи рублей.

Работа на благо общества

Спасти людей от полуголодного существования должны общественные работы. Однако, по словам рабочих завода, чтобы дополнительно подзаработать 3-4 тысячи рублей, надо подать заявку и ждать ответ в течение месяца.

"Могут и отказать, а сейчас уже и те, кто поначалу возлагал большие надежды на этот вид заработка, разочарованы. Людям не выгодно ехать в другой конец города, тратить деньги на проезд, свое время и работать за гроши. Многие начинают отказываться", - рассказывают рабочие.

При этом вазовцы не задумываются о смене работы, по их словам, это нереально.

"Но кем идти - дворником? У нас уже на один мусорный бочок пять дворников", - сказал один из заводчан.

На биржу труда многие тольяттинцы ходят как на работу. Однако список вакансий не меняется месяцами, в нем или узкие специалисты или предложения о работе в других городах.

Место назначения - "АвтоВАЗ"

Спасением завода занимается федеральная власть. В последнее время АвтоВАЗ посещают и министры, и вице-премьеры.

Федеральный центр намерен сделать очередные денежные вливания. Глава правительства РФ Владимир Путин на прошлой неделе сообщил, что государство планирует привлечь для решения проблем автопроизводителя 54,8 миллиарда рублей, из которых на создание новых рабочих мест потребуется около 4,8 миллиарда рублей.

Регулярные антикризисные совещания проводят региональные и городские чиновники совместно с руководством завода.

От слухов до дела

Разговоры о возможном банкротстве автогиганта начались весной. Временно напряжение на заводе и в Тольятти в начале лета было снято господдержкой в 25 миллиардов рублей.

Финансовый кризис и его последствия ощутимо задели экономические показатели "АвтоВАЗа" - чистый убыток завода по РСБУ за первое полугодие 2009 года составил 14,2 миллиарда рублей. За шесть месяцев 2008 года завод сработал с чистой прибылью в 1,49 миллиарда рублей. Отношения с поставщиками также дали трещину - из-за нехватки комплектующих пришлось на несколько дней в начале года останавливать конвейер.

Первая официальная информация о возможных сокращениях была озвучена в июле губернатором Самарской области Владимиром Артяковым. Открывая совещание, посвященное ситуации на "АвтоВАЗе", он заявил, что в ближайшее время "придется столкнуться с ситуацией высвобождения работников не только завода "АвтоВАЗ", но в том числе и смежников".

Хотя затем, когда речь главы региона получила большой резонанс в прессе, эту информацию в течение месяца опровергал и сам губернатор, и "АвтоВАЗ", и "Ростехнологии", называя подобное развитие событий невозможным.

Все прояснилось 14 сентября, когда президент "АвтоВАЗа" Игорь Комаров подписал приказ об увольнении 5 тысяч белых воротничков с 14 по 28 декабря. Через несколько дней пресс-служба "АвтоВАЗе" сообщила, что завод предлагает добровольно уйти на пенсию пенсионерам и сотрудникам предпенсионного возраста и намерен сократить не более 27,6 тысячи работников. Впрочем, от последней цифры завод вскоре отказался.

Ждать и верить

И хотя многие россияне недовольны качеством вазовских машин, называя их "ведром с болтами", сами вазовцы верят: будущее у завода есть.

"Взять хотя бы "Приоры": нас тут убеждают, что нет спроса на машины, а мы знаем, что во многих городах люди хотят купить эту модель, а склады пустые. Наладили бы нормальное производство, и проблем меньше станет", - считает рабочий завода.

Топ-менеджеры автогиганта также оптимистично смотрят в будущее. Уже в 2010 году АвтоВАЗ планирует выпустить 445 тысяч автомобилей против 300 тысяч в этом году, выйдя по итогам следующего года на безубыточную работу. Кроме того, полный рабочий график на заводе может быть введен уже с 1 декабря.

Заводчане советуют пару месяцев "подержать" топ-менеджеров автогиганта на зарплате в 7-8 тысяч рублей.

"Пусть бы они почувствовали, каково нам, и деньги появились бы на заводе", - убежден один из рабочих.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала