МОСКВА, 7 ноя - РИА Новости. Самолет Тихоокеанского флота Ту-142, который выполнял тренировочный полет, потерпел катастрофу в Татарском проливе (Хабаровский край) в районе мыса Садинга, на его борту, по уточненным данным, находились 11 человек, а не девять, как сообщалось ранее. Основная версия случившегося - техническая неисправность одного из узлов самолета. Для поиска "черных ящиков" будут применены новейшие поисково-спасательные глубоководные аппараты "Пантера" и "Кальмар".
"Самолет выполнял тренировочный полет в соответствии с планом боевой подготовки. На завершающем этапе полета над акваторией Татарского пролива связь с экипажем прервалась, и отметка самолета исчезла с экранов наземных радиолокационных станций. В результате поисков, организованных силами кораблей ТОФ, гражданских судов и самолетами ВВС, обнаружен район падения самолета Ту-142. Ведется поиск экипажа. Поиском руководит командующий ТОФ вице-адмирал Константин Сиденко", - сообщила пресс-служба Минобороны РФ.
Поисковая операция
Как сообщил РИА Новости представитель пресс-службы МЧС Хабаровского края, поисковые бригады обнаружили в Татарском проливе на глубине 44 метров крупногабаритный предмет, который, предположительно, является фюзеляжем упавшего самолета Ту-142.
"В 07.10 утра (00.10 мск) с помощью эхолота в районе мыса Садинга севернее бухты Силантьева на глубине 44-х метров был обнаружен объект, который, предположительно, является самолетом. Здесь же на водной глади просматриваются предметы, которые могут быть имуществом и фрагментами обшивки самолета", - сказал представитель пресс-службы.
Поиск экипажа
Как сообщил РИА Новости источник в российском оборонном ведомстве, самолет упал в водную акваторию Татарского пролива, на его борту, по уточненным данным, находились 11 человек.
Как сообщил РИА Новости источник в ВВС Дальневосточного военного округа, имеется полный список фамилий находившихся на борту. "Мы располагаем точным списком фамилий военнослужащих, которые находились на борту самолета", - сказал источник. При этом он отказался их называть.
Источник в региональном управлении МЧС в свою очередь сообщил, что место падения самолета находится в 15-20 километрах от береговой линии.
"Погодные условия в районе катастрофы удовлетворительные и позволяют вести активные поисковые мероприятия. К поиску экипажа упавшего самолета подключены силы и средства Тихоокеанского флота, а также летательные аппараты МЧС", - сказал источник в МЧС.
Причина катастрофы
Как сообщил РИА Новости источник в Минобороны РФ, причиной падения самолета, по предварительным данным, стала техническая неисправность одного из узлов.
"В ходе расследования причин катастрофы будут отрабатываться все версии случившегося, но это пока приоритетная версия", - сказал источник.
По его словам, в настоящий момент "главное - обнаружить спасательный плот, на котором могут находиться спасшиеся члены экипажа".
"Учитывая условия, при которых произошла катастрофа, можно предположить, что все военные, находившиеся на борту Ту-124, погибли. Однако поисково-спасательная операция будет продолжаться до тех пор, пока будет хоть малейшая надежда найти живых", - сказал источник.
В поисково-спасательной операции участвуют авиация ВВС Минобороны РФ, корабли и суда Тихоокеанского флота, а также гражданские суда, находящиеся в районе падения самолета.
"Черные ящики"
Как сообщил РИА Новости высокопоставленный источник в российском оборонном ведомстве, для поиска и поднятия на поверхность бортовых самописцев с разбившегося в Татарском проливе самолета Ту-142 будут применены новейшие необитаемые поисково-спасательные глубоководные аппараты "Пантера" и "Кальмар".
"В случае, если возникнут затруднения в поиске и подъеме бортовых самописцев Ту-142, для их обнаружения будут применены новейшие глубоководные аэромобильные поисково-спасательные комплексы "Пантера" и "Кальмар", которые стоят на вооружении ВМФ России", - сказал собеседник агентства.
Он отметил, что комплекс "Пантера" в настоящее время находится на Балтийском флоте. "Если будет принято решение о его применении, то в ближайшие сутки он будет переброшен в район падения Ту-142 в Хабаровский край", - сказал источник.
Мобильный поисковый комплекс "Кальмар", предназначенный для определения абсолютных и относительных координат обнаруженных подводных целей, успешно прошел испытания во время работ по поиску "черных ящиков" армянского самолета А-320, потерпевшего катастрофу при заходе на посадку в районе аэропорта Адлер в мае 2006 года.
Новейший подводный спасательный аппарат "Пантера+" весит около 300 килограмм и может поднимать со дна моря грузы весом до 100 килограмм. Рабочая глубина аппарата - до тысячи метров, он снабжен манипулятором, тросорезом, дисковой пилой, гидролокатором, тремя видеокамерами.
Технические характеристики самолета
Противолодочный самолет Ту-142М3 рассчитан на экипаж из десяти человек. Размах крыла составляет 51,1 метра. Самолет развивает скорость до 825 километров в час. По натовской классификации Ту-142М3 называют "Медведь".
Дальний самолет противолодочной обороны Ту-142 был разработан в ОКБ А.Н.Туполева для борьбы с новейшими подводными лодками вероятных противников. Этот самолет проектировался с поисково-прицельной системой "Беркут" и набором средств для поражения подводных лодок на базе самолета Ту-95РЦ, который в тот период ОКБ разрабатывало для ВМФ.
При проектировании Ту-142 ОКБ применило новую конструкцию основных стоек шасси с 12-колесными тележками. Кроме того, в конструкции стали использоваться двухщелевые закрылки. Это было сделано для улучшения взлетно-посадочных характеристик самолета и приспособления его для работы с грунтовых аэродромов.
Первая опытная машина Ту-142 №4200 строилась на Куйбышевском авиационном заводе. Первый полет Ту-142 совершил 18 июня 1968 года. Самолет пилотировал экипаж во главе с летчиком-испытателем Иваном Ведерниковым.