ООН, 6 ноя - РИА Новости, Дмитрий Горностаев. Россия воздержалась при голосовании по резолюции Генассамблеи ООН по докладу о военных преступлениях в Газе, поскольку считает, что его передача в Совет безопасности усложнила бы процесс восстановления условий для полномасштабного урегулирования на Ближнем Востоке, заявил постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин, разъясняя мотивы голосования.
Он также сообщил, что РФ предлагала компромиссный вариант, но он не был принят.
В четверг Генассамблея 114 голосами "за", при 18 "против" и 44 воздержавшихся приняла резолюцию с требованием проведения израильской и палестинской стороной внутренних расследований фактов военных преступлений во время войны в Газе в декабре 2008 - январе 2009 года.
В резолюции содержится просьба к генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну передать доклад комиссии Совету безопасности, против чего активно выступают Израиль и США.
Комиссия, назначенная базирующимся в Женеве Советом ООН по правам человека во главе с южноафриканским судьей Ричардом Голдстоуном, пришла к выводу, что и израильские военные, и палестинские боевики совершали действия, которые могут квалифицироваться как военные преступления в ходе войны декабря 2008 года - января 2009 года.
Большинство фактов доклада, свидетельствующих о военных преступлениях, относятся к действиям Израиля. В этой связи израильские власти заявили о том, что не приемлют выводов комиссии Голдстоуна, и раскритиковали доклад как односторонний. Арабские страны, в свою очередь, считают подготовленный комиссией документ взвешенным и рассматривают его как международное признание преступлений израильской армии против мирного населения Сектора Газа.
"Когда доклад Голдстоуна появился, мы сразу оценили его как содержащий определеннее выводы, которые можно разделить. Одновременно в этом документе имелись оценки, с которыми мы не соглашались, и которые требовали дополнительной проработки. Но отчет миссии Голдстоуна был опубликован, представлен в Совете по правам человека, где началась работа над соответствующей резолюцией. Наша делегация вместе с рядом миссий в Женеве сыграла важную роль в том, чтобы резолюция имела политический характер, поддерживала бы концепцию национальных расследований, но не предполагала бы продолжение дискуссии по ней в Совете безопасности ООН. По-прежнему убеждены, что это только усложнило бы процесс восстановления условий, способствующих достижению полномасштабного урегулирования на Ближнем Востоке", - сказал Чуркин.
Он подчеркнул, что была подготовлена согласованная резолюция, учитывающая позиции большего числа стран, "но, как известно, потом она была отозвана и заменена новым текстом, не учитывающим тех изменений, которые были внесены российской делегацией и позволяли сохранить данный вопрос в рамках СПЧ в политической плоскости".
По словам Чуркина, в Совете по правам человека в Женеве в середине октября Россия проголосовала за проект резолюции, руководствуясь своей принципиальной позицией по другим вопросам, включенным в резолюцию СПЧ - необходимости прекращения Израилем раскопок в центре Иерусалима, которые чреваты нанесением ущерба святыням ислама, важности ослабления блокады сектора Газа. Российский постпред при этом подчеркнул, что тогда делегация РФ сделала специальное заявление о том, что не согласна с той частью резолюции, которая относилась к докладу Голдстоуна и где, в частности, содержался призыв к продолжению дискуссии в Совете безопасности ООН.
"К сожалению, аспекты, связанные с Советом безопасности, несмотря на доводы многих делегаций, сохранились в резолюции Генассамблеи, что не способствует спокойному, профессиональному анализу рекомендаций доклада Ричарда Голдстоуна, который должен продолжаться, прежде всего, в СПЧ, включая необходимость проведения в Израиле и палестинцами соответствующих расследований", - подчеркнул постпред России.
При этом Чуркин указал, что Москва как участник ближневосточного "квартета" (РФ, США, ООН И ЕС) и постоянный член Совбеза продолжает поддерживать существующую правовую базу арабо-израильского урегулирования, в основе которой лежат резолюции СБ, "дорожная карта" и арабская мирная инициатива.
Он обратил особое внимание на одно из требований "дорожной карты" - план, с которым согласились все стороны конфликта на Ближнем Востоке - о недопущении действий, которые предвосхищали бы "решение вопросов окончательного статуса, а именно будущего Иерусалима, границ, беженцев и (еврейских) поселений".
В этой связи он призвал продолжать коллективную работу, в том числе в ООН, по достижению этих целей в контексте всеобъемлющего ближневосточного урегулирования.