Единственная рукописная Конституция России, священная мантра из Германии, "Каллиграфия на крылышке мухи" из Таиланда и другие шедевры мастеров письма представлены на крупнейшей в мире Международной выставке каллиграфии в Москве.
Среди экспонатов - шедевр сакральной каллиграфии - "Царь-мезуза", написанный на пергаменте знаменитым иерусалимским каллиграфом Авраамом Борщевским. Это самый длинный свиток, содержащий отрывок из книги Второзакония (пятой книги Ветхого Завета).
"Длина традиционной мезузы 20-25 см. "Царь-мезуза" намного больше – длина свитка 94 см, ширина – 76. Из-за своих размеров этот экспонат включен в книгу рекордов Гиннесса. Это единственный каллиграфический экспонат, который сегодня удостоен такой чести", - сказала РИА Новости куратор выставки Елена Исаева.
На выставке также можно увидеть одну из 162-х страниц "Корана Усмана".
Это абсолютно точная копия древнейшей в мире исламской рукописи VIII века. Страницу отлили из чистого золота на Московском монетном дворе.
Свои работы представили лучшие каллиграфы из России, Израиля, Италии, Франции, Германии, США, Японии, Китая и многих других стран мира.
Художник-дизайнер ценных бумаг Юрий Ковердяев презентовал на выставке десять своих работ. Самые большие из них - полотна высотой более двух метров. Это портреты современных российских поэтов, созданные в авторской технике. Каждый штрих в картине – каллиграфически написанная буква. Три работы – челобитная, молитва "Отче наш" и заявление в "Национальный Союз Каллиграфов" – выполнены на бересте. Юрий Ковердяев раскрыл несколько секретов красивого письма и виртуозно написал "РИА Новости"пятью вариантами.
"Я стараюсь писать как можно чаще. Пусть немного, но чаще. Чтобы рука помнила движения, ведь на каждом штрихе каллиграф чувствует усилие руки и движение своего тела", - рассказал РИА Новости Ковердяев.
Интерес к красивому письму, вспоминает Ковердяев, появился совершенно неожиданно - в армии.
"Меня вызвали к замполиту. Захожу и вижу, как капитан подписывает книгу. Когда я увидел, как он это красиво делает, то понял – это мое", - признался каллиграф.
По словам Ковердяева, у каллиграфии нет строгого стиля: многое зависит от темперамента и настроения. Но иногда даже профессионалам непросто вывести красивую строчку. Трудности связаны с бумагой, на которой они пишут. Если она ровная и гладкая – проблем с написанием не будет. А если мягкая и рыхлая – тушь в нее впитается и начнет растекаться.
"Ошибки есть у всех, и у каждого каллиграфа свои методы их исправления. Лучше написать немного, но без помарок. Если устал – лучше на время отложить работу ", - считает Ковердяев.
В работе каллиграфы используют множество инструментов: широкие и узкие перья, кисти разных размеров. Если мастеру требуется красиво написать одно-два слова, он не использует никаких разметок на листе. Более объемный текст требует подготовки – специалисты сначала делают карандашный эскиз.
После многочасовых занятий каллиграфией, говорит Ковердяев, мастера иногда не спят ночами из-за боли в суставах. Приходится каждый день делать зарядку – специальные упражнения не только для рук, но и для всего тела.
"Каллиграф двигает не только рукой. Изображая большие вензеля, он двигается всем корпусом. Плавные перемещения, как движения в восточных единоборствах, например, в ушу", - сказал каллиграф.
Международная российская выставка каллиграфии проходит в России уже во второй раз. В прошлом году мастеров красивого письма встречал Санкт-Петербург. Вторая выставка в московских Сокольниках продлится до 14 ноября.