МОСКВА, 5 ноя - РИА Новости. Россия не понесет никакого ущерба от демарша GM, в последний момент передумавшего продавать Opel консорциуму Magna-Сбербанк, однако получила хороший урок, который в будущем обязательно учтет, заявил в четверг премьер-министр РФ Владимир Путин. Также он назвал сумму дополнительной господдержки "АвтоВАЗа" - к ранее заявленным 54,8 миллиарда рублей добавилось еще 5 миллиардов.
Премьер отметил, что Россия, несмотря ни на что, продолжит кооперацию с иностранными партнерами, в том числе из США. Тем временем, Европа недовольна срывом готовившейся несколько месяцев сделки по Opel и требует у американцев возвращения выданного ранее кредита в 1,5 миллиарда евро.
Не больно-то и нужно
На заседании президиума правительства в четверг Путин лично прокомментировал наделавший немало шума отказ американского автоконцерна General Motors от продажи своей европейской "дочки" Opel консорциуму австро-канадской Magna и российского Сбербанка.
В среду около 01.00 мск GM сообщил, что передумал продавать Opel консорциуму и на фоне улучшения экономической ситуации в Европе намерен реструктуризировать его своими силами.
Путин напомнил, что со стороны РФ сделка была полностью поддержана. Несколько дней назад в разговоре с канцлером Германии Ангелой Меркель премьер лично подтвердил намерение российского правительства предоставить госгарантии на 250 миллионов евро, чтобы немцы не несли финансовую нагрузку в одиночку.
Была проделана огромная работа с правительственными кругами, с самой GM, с профсоюзами, РФ выразила готовность взять на себя часть финансовых рисков, план полностью согласовали, отметил Путин. По его словам, все было подготовлено, но GM, ни с кем не советуясь, просто поставила заинтересованные стороны перед фактом.
Это говорит лишь о культуре общения американских партнеров со своими контрагентами, констатировал глава российского правительства. А для России произошедшее стало хорошим уроком - такой стиль взаимоотношений с партнерами она должна в будущем учитывать, добавил он.
По его словам, никакого ущерба российскому автопрому эта ситуация не нанесла. Более того, РФ продолжит кооперацию в этой сфере с иностранными партнерами, как из Европы и Японии, так и из США. Планы у России большие, и в любом случае они будут реализовываться, подчеркнул Путин.
"АвтоВАЗу" больше достанется
Первым из официальных чиновников на эту тему накануне высказался вице-премьер Александр Жуков - он отметил, что и без Opel у правительства РФ есть обширные планы по развитию автопрома в своей стране.
Этим планам было уделено внимание в четверг ходе заседания президиума правительства.
По словам главы Минпромторга Виктора Христенко, проект стратегии развития российской автомобильной промышленности с учетом отказа GM от сделки по Opel будет представлен в середине ноября.
10 ноября он будет рассмотрен у первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова, к этому же дню возглавляемая последним правительственная комиссия должна представить предложения по выходу "АвтоВАЗа" из кризиса.
Прежде всего, страдающему из-за растущих долгов и спада продаж автогиганту нужны деньги. По словам Путина, только в виде допинвестиций на создание конкурентоспособной продукции предприятию необходимы 5 миллиардов рублей.
Об основных мерах по финансовой поддержке "АвтоВАЗа" - привлечении 54,8 миллиарда рублей - Путин сообщил во вторник. Из них на решение проблемы невозвратных долгов пойдет 38 миллиардов рублей, при этом премьер рассчитывает на понимание кредиторов и определенные скидки. Еще 12 миллиардов рублей понадобятся на обновление модельного ряда, а 4,8 миллиарда пойдут на создание новых рабочих мест.
На 1 октября 2009 года долг "АвтоВАЗа" составлял 62 миллиарда рублей, учитывая беспроцентный заем в размере 25 миллиардов рублей, который правительство выделило предприятию через "Ростехнологии". Таким образом, долг "АвтоВАЗа" коммерческим банкам и другим кредиторам составляет примерно те самые 38 миллиардов рублей, о которых говорил Путин.
По словам премьера, деньги можно взять с рынка. Ранее сообщалось, что на поддержку автопрома может пойти часть из выделенных ранее на докапитализацию банков 150 миллиардов рублей - эту сумму решено перенаправить на антикризисные программы.
В четверг Путин дал указание членам правительства, которые решают эти вопросы, как можно быстрее обеспечить поступление вышеупомянутых средств "АвтоВАЗу", чтобы программы заработали.
В ответ на поддержку государство ждет от акционеров компании долгосрочной программы развития предприятия.
Европа разозлилась
Но вернемся к отказу GM от сделки по Opel. По словам премьера, американцы тем самым продемонстрировали пренебрежительное отношение к партнерам - прежде всего, европейским.
Таким образом, проблема Opel, избежавшего банкротства лишь благодаря поддержке немецких властей, снова остается личным делом заинтересованных сторон в Европе и США.
Европейцы, в первую очередь немцы, бурно критикуют изменение планов GM. В частности, Меркель назвала это "поражением", а премьер-министр федеральной земли Гессинг Роланд Кох заявил, что своими действиями GM "растоптала" многомесячные старания Европы по поиску оптимального варианта выхода Opel из сложной финансовой ситуации. В Германии считают, что предложение консорциума было наиболее разумным как с финансовой, так и с социальной точки зрения.
Теперь правительство ФРГ ожидает от американцев сведение сокращения рабочих мест к минимуму, а также возвращения выданного ранее бридж-кредита в 1,5 миллиарда евро.
В свою очередь, европейские профсоюзы не желают вновь работать с GM, ожидают массовых увольнений на заводах Opel и готовятся к забастовкам.