МОСКВА, 5 ноя - РИА Новости. Более половины (51%) россиян планируют откладывать деньги, при этом количество человек, решивших делать сбережения, выросло на семь процентных пунктов по сравнению с летом текущего года, показывает исследование Nielsen.
В июне только 44% населения РФ планировали откладывать средства.
На "черный день"
"Одной из возможных причин, по которой все больше россиян планируют делать сбережения, является активная политика банков по привлечению частных вкладов, а также необходимость копить средства, чтобы делать крупные покупки - как в старые времена, до бума потребительского кредитования. Не исключено и то, что потребители хотят иметь "подушку безопасности" на случай ухудшения материального положения", - говорится в сообщении исследовательской компании.
По данным Nielsen, более половины (51%) россиян, у которых имелись до кризиса накопления, были вынуждены так или иначе воспользоваться своими сбережениями, чтобы прожить этот непростой год. При этом, согласно ответам респондентов, 15% имевших накопления полностью потратили их, и 36% - потратили частично. Как и следовало ожидать, больше всего кризис затронул сбережения домохозяйств с наименьшим доходом. Порядка 60% респондентов, представляющих домохозяйства с доходом менее 20 тысяч рублей на человека в семье, сообщили, что им пришлось частично или полностью потратить сбережения. Для сравнения, в группе с доходом более 20 тысяч рублей на человека таковых оказалось 41%.
17% опрошенных российских онлайн пользователей сообщили, что у них как не было сбережений до кризиса, так и нет сейчас.
Купить валенки и холодильник
В то же время, как показало исследование Nielsen, в октябре 51% сообщили, что считают состояние собственных финансов на ближайшие полгода хорошими и отличными. Каждый третий (33%) считает ближайшее время удачным временем для покупки товаров. Незначительно увеличилось количество респондентов, которые демонстрируют готовность тратить на основные статьи потребительских расходов, такие как покупка одежды, техника и электроника, развлечения вне дома, ремонт и обустройство дома и др.
"Однако, в целом эти показатели в России пока еще далеки от своего докризисного уровня, а список самых популярных способов реализации свободных средств изменился незначительно", - отмечается в сообщении.
Покупка одежды - на первом месте в списке популярных статей расходов среди российских потребителей: 59% опрошенных сообщили, что планируют таким образом применить деньги, оставшиеся после оплаты основных расходов на проживание. На третьем месте - ремонт и обустройство дома, что актуально для 49% опрошенных.
"Учитывая настроения российских потребителей и их новые приоритеты в расходовании свободных средств, очень вероятно, что устойчивое восстановление потребительского рынка в России может начаться позже, чем в других странах, в частности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где уже наблюдается заметный рост оптимистических настроений потребителей и последовавшее вслед за этим оживление рынков", - приводится в сообщении комментарий генерального директора "Nielsen Россия" Дуайта Уотсона.
Индекс доверия снизился
По данным последней волны глобального онлайн-исследования Nielsen, в ходе которого были опрошены интернет-пользователи в более чем 54 странах мира, в октябре индекс потребительского доверия в России достиг отметки 85 пунктов, что на один пункт меньше, чем в среднем по миру (86 пунктов). При этом, индекс потребительского доверия в России хотя и показал рост в четыре пункта по сравнению с показателями первого квартала 2009 года (март-апрель 2009 года, когда индекс потребительского доверия рухнул до самого низкого уровня), однако по сравнению с сентябрем потерял три пункта.
"Снижение индекса потребительского доверия в России в октябре 2009 произошло из-за роста пессимизма россиян по поводу своих перспектив трудоустройства в ближайшие месяцы", - говорится в сообщении Nielsen.
Учитывая тот факт, что 89% участников исследования Nielsen в России считают, страна находится в рецессии, неудивительно, что состояние национальной экономики по-прежнему является главным источником беспокойства для потребителей. В октябре 2009 года такой ответ дали 24% опрошенных.
"Похоже, что начавшийся деловой сезон не оправдал ожиданий потребителей: 76% участников онлайн-исследования Nielsen в России в октябре считали свои перспективы на рынке труда плохими или не очень хорошими. Еще в сентябре таковых было 67%", - отмечает Уотсон.
При этом, если экономика занимает первую строчку в списке главных источников беспокойства для россиян на протяжении всего последнего года, то благополучие и образование детей вошло в этот печальный список впервые за последние несколько лет, разделив второе место с таким пунктом, как сохранение работы. 13% опрошенных в октябре 2009 года сообщили, что больше всего беспокоятся по поводу благополучия детей.