Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

GM не отдал Opel никому

© REUTERS / Ralph OrlowskiМассовые забастовки рабочих Opel в Германии
Массовые забастовки рабочих Opel в Германии
Длившаяся около семи месяцев сага о продаже контрольного пакета убыточной немецкой «дочки» GM – немецкого автоконцерна Opel – канадско-российскому консорциуму Magna-Сбербанк закончилась ничем. GM решила оставить Opel у себя в собственности.

Олег Митяев, экономический обозреватель РИА Новости.

3 ноября поздним вечером по европейскому времени совет директоров американской автокомпании General Motors сильно позабавил весь автомобильный мир. Длившаяся около семи месяцев сага о продаже контрольного пакета убыточной немецкой «дочки» GM – немецкого автоконцерна Opel – канадско-российскому консорциуму Magna-Сбербанк закончилась ничем. GM решила оставить Opel у себя в собственности.

Сделка готовилась с мая этого года, и в сентябре GM дала предварительное согласие на продажу 55% Opel альянсу канадского производителя автокомплектующих Magna и российскому Сбербанку (каждому по 27,5%). Покупатели обещали инвестировать в Opel 500 млн евро. Сбербанк выступал финансовым инвестором. Ожидалось, что со временем он продаст свою долю одному из российских автопроизводителей, скорее всего, группе ГАЗ.

Но, как оказалось, с мая утекло слишком много воды, и в последний момент GM поменяла свое решение.

К настоящему времени GM прошла реструктуризацию путем процедуры добровольного банкротства, в результате которой получила многомиллиардную помощь от правительства США и сейчас находится под его контролем.

Бывшие руководители GM, стремившиеся несколько месяцев назад побыстрее избавиться от убыточных активов, уже ушли из компании на новые места. Новые же топ-менеджеры GM, назначенные администрацией Белого дома США, имеют гораздо более амбициозные планы, и не хотят, чтобы некогда крупнейший автопроизводитель мира деградировал до уровня региональной автокомпании, работающей только на североамериканском рынке.

Подобная перспектива представлялась еще несколько месяцев назад вполне реальной. На активы GM претендовали не только альянс канадской Magna и российского Сбербанка, но целый ряд других соискателей. В частности, среди них был итальянский Fiat, готовый за бесценок скупить заводы GM чуть ли не по всему миру.

Но планам не суждено было сбыться. GM окрепла благодаря государственной помощи. К тому же, американский и в целом мировой авторынок начали постепенно расти.

В этих условиях GM не захотела передавать свои технологии новым потенциальным конкурентам. GM прямо признала, что продажа Opel даст конкурентам доступ к интеллектуальной собственности, которую GM сама собирается использовать в новых разработках.

Именно этот фактор, в первую очередь, и стал причиной разворота GM в отношении продажи Opel на 180 градусов.

Впрочем, теперь GM придется взвалить на себя все бремя по реструктуризации убыточного Opel, так как правительство США своих денег на помощь GM в Европе не даст. К тому же перспективы европейского авторынка в следующем году представляются довольно слабыми.

Да и тяжелые переговоры с европейскими профсоюзами теперь придется вести GM, а не консорциуму во главе с Magna.

Крутой  «разворот» GM – большая неприятность для правительства Германии, которое спонсировало продажу Opel именно альянсу Magna-Сбербанка. По иронии судьбы, неприятное известие застало канцлера Германии Ангелу Меркель в самолете, вылетающем из Вашингтона, где она выступала перед конгрессом США и встречалась с президентом страны Бараком Обамой.

Немецкая правительственная помощь Opel в размере до 4,5 евро предназначалась только под сделку по его продаже Magna-Сбербанку. В обмен Magna обещала сохранить как можно больше рабочих мест на заводах Opel в Германии. Вдобавок, эта сделка входила в целый ряд взаимовыгодных германо-российских инвестиционных проектов.

Правительство Германии уже выразило сожаление в связи с последним решением GM и сообщило, что будет просить у нее о возврате уже выделенного для спасения Opel кредита в размере 1,5 млрд евро.

Разумеется «разворот» GM – это и удар по планам канадской Magna стать крупным самостоятельным европейским производителям, а также надеждам российской стороны получить вместе с Opel современную интеллектуальную собственность в сфере автопроизводства.

В результате в ближайшее время российский автопром, скорее всего, будет представлять собой лишь комбинацию сборочных производств иностранных автогигантов (того же GM, Ford, Toyota, Volkswagen и проч.) вместе с несколькими традиционными российскими марками, которым еще предстоит выжить в ходе кризиса. Получение же прав собственности на современные разработки в автомобилестроении откладывается на неопределенный срок.

С другой стороны, можно сказать, что российская сторона лишилась рисков, связанных с попыткой Magna создать новую европейскую автокомпанию на базе Opel. В планы канадской компании входило довести продажи автомашин Opel в России до 1 млн штук в год. Учитывая, что в самый удачный для российского авторынка 2008 год в стране было продано только 2,4 млн машин, подобные планы выглядели, мягко говоря, чересчур оптимистичными.

В то же время GM 3 ноября заявила, что собирается продолжить сотрудничество с российским автопроизводителем ГАЗ напрямую. В прошлом же месяце стало известно, что GM будет увеличивать производство своих автомобилей не только на своем заводе под Санкт-Петербургом, но и на российском сборочном предприятии «Автотор» в Калининградской области.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала