Профессор Андрей Золотов, Заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии и Премии Москвы, член-корреспондент Российской академии художеств.
3 ноября исполнилось бы 105 лет народному артисту СССР Константину Лаптеву, певцу из круга незабываемых исторических личностей современности, включившего в себя и день нынешний.
Узок круг знаменитых и знаменитейших вокалистов, чей образ, облик, репертуар, представление о месте и значении в культурной истории и живом искусстве могли бы возникнуть в нашей эмоциональной памяти, художественном «подсознании» при одном только звуке Голоса певца. Иван Семенович Козловский, Сергей Яковлевич Лемешев, Марк Осипович Рейзен, Александр Степанович Пирогов, Максим Дормидонтович Михайлов, Борис Романович Гмыря… Надежда Андреевна Обухова, Софья Петровна Преображенская, Нина Львовна Дорлиак, Зара Александровна Долуханова, Мария Каллас… Можно и дальше продолжать, хотя список все равно не получится длинным. Прибавим из ныне здравствующих уникальных певцов-артистов Дитриха Фишера-Дискау, Александра Ведерникова, Владимира Атлантова, Ирину Архипову, Елену Образцову... Всех их «признаешь» по голосу, даже не видя на сцене или телеэкране, а только слушая, приникая к выразительному слову, парящему в звуке.
Голос Константина Лаптева (1904-1990) – из этого мира исторических голосов и артистов отечественного музыкального искусства ХХ столетия. Он ликующе узнаваем, когда слышишь его в многохарактерном и драматически сопряженном хоре голосов нашей культурной памяти и памяти совсем личной. Многие с любовью слушали Константина Лаптева в годы его яркой сценической жизни в Ленинградском (Мариинском) театре оперы и балета (1952-1967), а перед тем в Киевской опере (1941-1952) и Одесской (1930-1941), где певец начал свое артистическое служение еще студентом и стал солистом сразу по окончании Киевской консерватории, «огранившей» его врожденную музыкальность и открытость сцене (1929, класс профессора М. Энгелькрона).
Константин Лаптев много пел в концертах, часто звучал по радио. Собрание его записей производит удивительное впечатление: нет ощущения истекшего времени. Но и сегодня так не поют – так энергетически чисто, интонационно наполненно и полетно, гармонически завершенно, при этом взволнованно, романтически упоенно, звонко до солнечности.
Узнаваемый баритон Константина Лаптева нес в себе и притягательный магнетизм «тенорового чувства» и ощущение родственного сближения, вплоть до взаимопроникающего касания, баритонального и басового «пограничья». Все объединяет высокое лирическое чувство артиста – состояние любви. Целостность его искусства восходит к многозначному единству личности этого певца-художника и к «единству личности» самой русской культуры.
Целостность певческого искусства Лаптева угадывается в органичности, естественности его вокального существования, природной свободе постижения музыкально-драматургической атмосферы произведения и собственно «текста», что заключен в слове и в интонации, с которой оно произносится или «молчит». Его интерпретации оперного репертуара – отечественного и мирового; народной песни – на редкость самостоятельны. Они за пределами «исполнительского искусства». Они в сфере художественного истолкования правды живого душевного движения и подлинности характера, красоты переживания в звуке. Здесь приобщаешься к единству высоких чувств, воплощенных в разные времена в сочинениях различной «статусности» далекими друг от друга авторами и самим народом.
Есть в пении этого русского артиста нечто итальянски страстное, нежное, солнечное, человечески теплое. Есть в пении этого русского артиста размах чувств, чудное владение словом.
Слово он произносит, выпевает с такой любовью, что, кажется, специально растягивает, длит миг произнесения-наслаждения. Кажется, видишь певца, хоть и не видеокадры проходят перед тобой, а лента звукозаписи, перенесенная на современный аудиодиск. Возникает не портрет даже, а звучащий облик.
Слушая его записи, проникаешься редкостной «свободой передвижения» в обширном пространстве репертуара певца: несколько оперных арий могут следовать друг за другом, но могут чередоваться с песней, романсом – все будет ладно, ибо все чисто, искренно, во всем безупречный вкус и никакой нарочитости.
И всюду (будто в идеально задуманном театре Бертольда Брехта) слышишь-видишь одновременно персонажа и самого артиста, чуть отделившегося от персонажа, пропустившего его вперед и тут же поравнявшегося с ним и взглянувшего на него с любовью со стороны.
Константин Лаптев, записи которого открываются сейчас чуткому слушателю в редкостной целостности и многообразии, один из тех самых «первых среди равных» на певческом Олимпе, прибавивших что-то бесценное к всеобщей музыкальной культуре – воспевших красу земли своей. И услышанных.
Тому, кто рассматривает сейчас диски с записями Константина Лаптева и размышляет, с чего начать старое или новое знакомство с несравненным артистом, будет непросто. Здесь Верди и Бизе, Россини, Тома и Леонкавалло, Шопен, Глинка, Чайковский, Танеев, Рахманинов, Даргомыжский, Бородин, Антон Рубинштейн, Римский-Корсаков, Гурилев. Здесь украинские композиторы Лысенко, Стеценко, Заремба, Степовой, Жуковский, Мейтус. Здесь русские, украинские, итальянские песни.
Лаптев пел в сопровождении и фортепьяно, и баяна, и ансамбля бандуристов, и с симфоническим оркестром, и с духовым, и с эстрадным, и с оркестром народных инструментов (это Ленинградский академический русский оркестр имени В. В. Андреева, где долгие годы работает народная артистка России Наталья Давыдовна Сорокина – исполнительница на щипковых гуслях - жена Константина Николаевича Лаптева).
Певческая и артистическая природа Константина Лаптева человечески общительна, располагающе приветлива, при этом совершенно свободна от сознательной или подсознательной заботы об успехе у публики. Порой ощущаешь даже гордую дистанцию от зала – одно лишь сосредоточение на своем внутреннем состоянии и «вызывании» образа, того или иного.
Константин Лаптев – это особая музыкальная атмосфера и весьма особенная «среда», в которой солнечность пронизывает и радость любви, и драму жизненных испытаний, и неподъемную тяжесть повседневности – в песне ли, романсе, арии…
В Ленинградском (Мариинском) театре оперы и балета Константин Лаптев выступал до шестидесяти с лишним лет, много творческих сил посвящал выступлениям в концертах.
В 1973-1983 годах профессор Константин Лаптев вел класс в Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Среди его достойных консерваторских учеников баритон Юрий Лаптев – певец и оперный режиссер, также служивший в Мариинском театре, ныне народный артист России, профессор Санкт-Петербургской консерватории, - сын Константина Николаевича.
Нить непосредственного, личного присутствия Константина Лаптева в искусстве нового времени счастливо не прервалась. А непосредственное личное участие в искусстве нового времени – это записи Константина Лаптева, его уникальный голос и звонкий артистический монолог, обращенный к тем незримым, но реальным новым слушателям, что открыты высоким звучащим вершинам вдохновения и готовы вступить в диалог с искусством русского Певца.
Он перед искусством благоговел.
Нам дано это почувствовать и оценить.