Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Полку киносамодержцев прибыло. 4 ноября, в День народного единства, в российский прокат выходит фильм Павла Лунгина «Царь», в котором свою последнюю роль сыграл замечательный актер Олег Янковский.
Личность первого русского царя, Ивана IV, в просторечии Грозного, всегда интересовала деятелей искусства. Кто не помнит, например, знаменитое полотно Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», на котором запечатлён трагический момент, когда жестокий повелитель убивает своего непослушного отпрыска?
Не мог пройти мимо такой колоритной исторической фигуры и отечественный кинематограф. Любопытно, что многие картины о нем появлялись в сложное для страны время. Так, одним из первых, еще немых фильмов, стал «Царь Иван Васильевич Грозный», снятый Александром Ивановым-Гаем во время Первой мировой войны, в 1915 году. Главную роль в этом фильме исполнил знаменитый оперный певец Федор Шаляпин, для которого это был кинодебют.
Значительно более памятен зрителям Иван Грозный Сергея Эйзенштейна, снятый в годы Великой Отечественной войны по повелению тогдашнего властителя – тов. Сталина. Грозный Николая Черкасова – человек одинокий, мучимый неразрешимыми сомнениями на фоне достижения абсолютной власти путем коварства и жестокости. Фигура страшная и трагическая. И поэтому не понравившаяся лучшему другу физкультурников, который, усмотрев в ней отражение себя, запретил вторую серию.
На смене вех в истории страны, в 1991 году появился «Царь Иван Грозный» Геннадия Васильева, мастера киносказки, который пригласил на царскую роль грузинского актера Кахи Кавсадзе. Но главным в картине был не он, а князь Серебряный, которого сыграл популярный певец Игорь Тальков, в том 1991-м трагически погибший. Этот фильм, как и снятый в том же году художественный фильм Бориса Бланка «Кремлевские тайные шестнадцатого века» (о последних днях царя, которого играет Алексей Жарков), не запомнились широкому зрителю. Как, впрочем, и «Гроза над Русью» (1992) Алексея Салтыкова и Михаила Селютина, где царя играл Олег Борисов, а также «Ермак» (1996) Валерия Ускова и Владимира Краснопольского, в котором роль Грозного стала последней для Евгения Евстигнеева.
Можно упомянуть еще недавний сериал Андрея Эшпая «Иван Грозный» (канал «Россия»), где режиссер попытался охватить всю биографию царя – от предыстории его рождения до последних дней жизни. Но из интересного можно отметить только разве что тот факт, что юного Иоанна сыграл сын Андрея Макаревича, основателя группы «Машина времени».
Самым популярным и известным стал, безусловно, Иван Васильевич Леонида Гайдая в исполнении Юрия Яковлева, который, как известно, «менял профессию» (1973), попав волею случая из ХVI века в век ХХ. В этой блестящей комедии грозный царь пил водку с изобретателем машины времени, слушал музыку Высоцкого и спасался бегством от милиции и врачей.
И вот – еще один Иван Грозный на киноэкране.
Павел Лунгин снял историческую драму о темных временах, когда Русь была истерзана голодом и Ливонской войной, а ее правителю везде чудилась измена и предательство. Но в отличие от Эйзенштейна, Лунгин взял небольшой отрезок времени, 1565 год, введение опричнины, сосредоточившись на противостоянии Ивана Грозного (Петр Мамонов) и митрополита Филиппа (Олег Янковский), который вошел в историю как обличитель опричных злодейств царя и впоследствии был убит по его приказу.
Благородный облик Янковского органично перекликается с мрачностью лица рок-музыканта Мамонова в их слаженном актерском тандеме, где первый предстает человеком не от мира сего, а потому свободным, а другой, напротив, слишком зависимым от земного, а потому юродивым в своем параноидальном страхе перед интригами своего окружения. Неожидан и Юрий Кузнецов (которого большинство российских зрителей знает как подполковника милиции Мухомора в сериале «Улицы разбитых фонарей») в роли знаменитого палача Малюты Скуратова, «друга царя, прекрасного семьянина, который выполнял свою работу по созданию властных структур Российского государства», как охарактеризовал своего героя актер.
Поскольку фильм уже неоднократно демонстрировался – на Каннском и Московском международном кинофестивалях, в Государственной думе, в Михайловском театре – у посмотревших уже имеются мнения от увиденного. Причем, довольно разные.
Например, писатель Михаил Веллер посчитал, что картина яркая и оригинальная, но при этом внушает «отвращение к российской государственности, царизму и, в сущности, к российской истории» и вообще, после ее просмотра «остается такое послевкусие, что хочется повернуться к любой власти спиной и уйти в монастырь». По мнению же депутата Госдумы Григория Томчина, в фильме содержится предупреждение о том, какой может быть власть, и это урок зрителям. Актер Михаил Ефремов признался, что для него фильм стал настоящим откровением в ряду больших исторических фильмов, снятых недавно.
Сам Петр Мамонов в одном из интервью сказал, что «не царя я играл, а просто русского человека», который «сидит в каждом из нас», подчеркнув, что фильм во многом состоялся благодаря его партнеру, поскольку «так замечательно сыграть святого Филиппа мог только такой чистый и добрый человек, как Олег Янковский».
Павел Лунгин сообщил, что своим фильмом хотел вспомнить «о том, что Россия всегда стояла на грани абсолютистской власти и человеческого христианского подвига, который эту жесткую власть уравновешивал». Имея в виду поступок митрополита, в миру Филиппа Степановича Колычева, посмевшего публично сказать царю: «Везде грабежи, везде убийства и совершаются именем Царским! Ты высок на троне; но есть Всевышний, Судия наш и твой. Как предстанешь на суд Его? Обагренный кровию невинных, оглушаемый воплем их муки? Ибо самые камни под ногами твоими вопиют о мести!».
В финале фильма царь вопрошает: «Где мой народ?» А народа как такового и не осталось. Одно лишь немногочисленное население, которое вскоре ждало Смутное и кровавое время.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции