Деловая столица США Нью-Йорк выбирает во вторник мэра в условиях краха на Уолл-стрит и обвала налоговых поступлений в бюджет. На голосование вынесены две кандидатуры - действующего градоначальника миллиардера Майкла Блумберга и главного ревизора мегаполиса Уильяма Томпсона. Опросы показывают, что Блумберг уверенно опережает своего соперника.
В настоящее время муниципальное правительство Соединенных Штатов имеет четыре основные формы: "мэр – совет", "совет – управляющий", комиссия и Городское собрание.
Городское собрание как форма управления почти не встречается за пределами штатов Новой Англии. Как правило, на городских собраниях выбирают правление выборщиков, обычно состоящее из трех-пяти человек. Правление осуществляет оперативное руководство городскими делами между собраниями, несет ответственность за городское имущество, выдает лицензии, руководит другими городскими служащими и созывает специальные городские собрания.
Наименее распространенный тип городской администрации США – комиссия. Комиссия соединяет в себе как законодательные, так и исполнительные функции в лице одной группы чиновников, обычно состоящей из трех или более человек и избираемой всем городом. Каждый из членов комиссии осуществляет контроль за работой одного или нескольких городских ведомств. Один из членов комиссии считается председателем этого органа и часто называется мэром, несмотря на то, что его или ее полномочия эквивалентны полномочиям других членов комиссии. При этой форме управления происходит разнобой в руководстве муниципальными делами, что приводит к постепенному ее свертыванию.
В более чем 44% городов с населением свыше 25 тысяч человек принята система "совет – управляющий". При этой системе мэр, избираемый советом, не пользуется реальной властью. Его полномочия сводятся к председательствованию в совете, выполнению церемониальных функций. Полнота исполнительной власти сосредоточивается в руках управляющего, назначаемого специальной комиссией, которая для этой цели формируется советом.
Система "мэр – совет" принята в трех пятых городов с населением свыше 5 млн человек, в том числе в крупнейших городах. Различаются муниципалитеты со "слабым" и "сильным мэром".
Форма правления со "слабым мэром" характеризуется наличием мощного и относительно многочисленного совета, выполняющего административные функции, такие как разработка бюджета, назначающего основных должностных лиц, утверждающего наем и увольнение служащих более низкого звена. "Слабый мэр" избирается муниципальным советом. Полномочия мэра сильно ограничены: право вето ограничено или отсутствует вовсе, ограничены и права назначения и снятия должностных лиц, отсутствуют значительные административные функции. Он председательствует в муниципальном совете, осуществляет представительские и контрольные функции. Управление муниципальными делами совет обычно осуществляет через систему отраслевых комитетов, предложения которых принимаются без обсуждения.
Система "сильного" мэра отбирает исполнительную власть у совета и передает ее мэру. Она устраняет распыление административной ответственности, предусматривает бюджет исполнительной власти и позволяет мэру руководить единым административным аппаратом.
"Сильный мэр" не является членом совета, но обладает правом наложения вето на его решения. В качестве главного должностного лица города "сильный мэр" уполномочен назначать и смещать руководителей департаментов и других должностных лиц. Городской совет выполняет законодательные функции.
Впервые система "сильного мэра" была принята в городе Бруклин, штат Нью-Йорк, в 1880 году. В 1898 году этому примеру последовал город Нью-Йорк.
Мэр Нью-Йорка избирается на 4 года прямым голосованием населения на очередных городских выборах. Продолжительность исполнения мэром своих обязанностей законом от 1993 года была ограничена двумя четырехлетними сроками.
В 2008 году по инициативе мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга, избиравшегося уже два раза на этот пост (в 2001 и 2005 годах), в законодательство мегаполиса была внесена поправка, разрешающая баллотироваться в мэры на три срока подряд.
Очередные выборы мэра Нью-Йорка состоятся 3 ноября 2009 года.
Мэр Нью-Йорка обладает широкими полномочиями, среди которых создание и реорганизация городских органов управления, в том числе полиции и пожарной службы, назначение и перемещение руководства городских служб, комитетов, отделов, комиссий и агентств, утверждение и сбалансирование бюджета города Нью-Йорка, контроль над коммунальными услугами, которые были переданы в его юрисдикцию в 1930-х годах.
С 2002 года контроль за функционированием школьной системы Нью-Йорка также осуществляется мэром. До этого руководство этой системой осуществлял коллективный орган – Совет по образованию, члены которого назначались мэром и президентами крупных городских районов.
Кроме того, мэр имеет право накладывать вето на решения, принятые легислатурой (законодательство и использование земли).
Наложенное мэром вето может быть преодолено лишь квалифицированным большинством в две трети голосов членов совета при повторном рассмотрении вопроса.
Функции мэра может выполнять общественный адвокат, если с мэром что-то произойдет, – это вторая в шкале рангов выборная должность в нью-йоркском управлении. Такой закон был принят в 1988 году, когда у мэра Нью-Йорка Эдварда Коча произошел инсульт.
Мэр может также на время своего отсутствия сроком до 9 дней передать право решать все вопросы своему заместителю.
По штату мэру Нью-Йорка положена зарплата, казенные резиденции, бесплатный транспорт, связь и др.
Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг не стал переезжать в резиденцию мэра Нью-Йорка, а продолжает жить в своем доме и ездит на работу в метро. Он отказался от зарплаты мэра и получает символический 1 доллар в год.
Материал подготовден на основе информации открытых источников