Рынок печати пострадал от кризиса и сможет восстановиться на прежнем уровне только к 2011 году. Об этом рассказал заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Александр Жаров на стартовавшем 2 ноября в Москве пятом ежегодном профессиональном форуме российских издателей "Издательский бизнес-2009".
"Сфера печатных СМИ наиболее пострадала в кризис. Объем рекламы в целом (по периодике) снизился на 45 процентов", - сказал РИА Новости заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Александр Жаров.
Особенно остро кризис почувствовали региональные средства массовой информации. В России в этом году разорилось и прекратило свое существование более 200 таких СМИ. Не обошла печальная участь и федеральные издания. Шесть из них перестали печататься.
Нужно искать новые средства распространения контента, считает Александр Жаров. Стоит более активно применять возможности Интернета и находить те формы подачи рекламы, которые привлекут рекламодателей.
Завершился ли кризис для печатных СМИ - вопрос спорный, но ситуация, например, в той же рекламе стала налаживаться.
"По сравнению с предыдущим месяцем прирост в печатных СМИ составил 5-6 процентов. Но полностью отрасль придет в себя, вернется к тиражам и прежним объемам рекламы нескоро. Мы прогнозируем где-то в начале 2011 года, никак не раньше", - подчеркнул Жаров.
Что касается крупных брендов газет и журналов, им ничего не угрожает. Они выдержали натиск кризиса, заверил заместитель министра.
Среди участников выставки - компании "Медиа 3", "Woodwing", "MediaJOBS.RU", "Медиа Центр", Московский полиграфический союз, Медиа-холдинг "Пронто-Москва", информационное агентство РИА Новости, издательские дома "Коммерсант", "Аргументы и Факты", "Труд", "Экстра М Медиа", концерн "Российская газета" и многие другие. За кризисный год издатели нашли ответы на серьезные вопросы и обсудили текущие проблемы друг с другом.
Жизнь российских печатных изданий должно облегчить снижение таможенных пошлин на ввоз мелованной бумаги и картонов. Сейчас этот вопрос рассматривается в правительстве РФ.
"Издателям удалось противостоять кризису, потому что они сократили расходы, закрыли убыточные проекты, разработали программу поддержки печатной отрасли и представили ее в правительство России", - рассказал РИА Новости президент Гильдии издателей периодической печати Александр Страхов.
Еще одна антикризисная мера - объединение самих печатных изданий. Например, создание общих рекламных пакетов.
Другой вопрос, который обсуждался на конференциях, семинарах и круглых столах, - использование в печатном деле цифровых технологий. За "цифрой" будущее, уверены организаторы форума. Правда, Россия в этом смысле не первая.
"Больше всех печатный рынок развит в Америке, но там он находится в тяжелейшем кризисе: значительная часть газет закрыта. Многие перешли в режим "онлайн". А вот европейский рынок для нас - пример. Там сохраняются традиционные СМИ и развиваются новые формы", - сказал Александр Страхов.
Как мобильные технологии работают в печати, рассказали те, кто их уже активно использует - представители крупнейших издательских домов и информационных агентств, в числе которых и РИА Новости. По словам заместителя главного редактора агентства, руководителя Объединенной редакции новостей Максима Филимонова, Российское агентство международной информации пошло по пути интеграции всех подразделений, производящих новостные продукты, в объединенной редакции новостей.
"Туда вошли все подразделения, которые были связаны с производством текстовой информации - производства ленты, сайта и переводные новости. А затем в состав редакции вошло и подразделение визуальной информации. Получился единый механизм, который занимается общим производством, общим планированием и общим распространением продукта", - сказал Филимонов.
Профессиональный форум российских издателей "Издательский бизнес - 2009" проходит в Москве уже в пятый раз. Его организатором выступила Гильдия издателей периодической печати при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ, комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере СМИ и книгоиздания. РИА Новости - генеральный информационный партнер форума.