ВАШИНГТОН, 3 ноя - РИА Новости, Мария Табак, Денис Ворошилов. Реформа здравоохранения, закрытие тюрьмы "Гуантанамо" на Кубе, защита прав гомосексуалистов - основные вехи американской внутренней политики первых девяти месяцев пребывания Барака Обамы на посту президента США.
"Гуантанамо"
Одним главных обещаний перед выборами год назад и первых решений Барака Обамы на посту президента стало решение о закрытии тюрьмы для особо опасных преступников на военной базе США "Гуантанамо".
База "Гуантанамо" арендуется у Кубы на договорных началах с 1903 года. Тюрьма для особо опасных заключенных размещается там с 2002 года.
В сознании многих "Гуантанамо" сейчас ассоциируется с пытками при допросах заключенных. Эти ассоциации основаны на рассказах бывших узников и их адвокатов, однако никаких других подтверждений этим сообщениям не было. Более того, "Гуантанамо" является одной из самых "прозрачных" американских тюрем - туда еженедельно возят в пресс-туры журналистов.
Тем не менее, решение закрыть тюрьму, получившую мрачную славу в годы правления Джорджа Буша-младшего, стало своего рода лакмусовой бумажкой, проверкой Обамы на честность. Выполнит ли свое первое обещание начинающий президент? Закроет ли тюрьму к 5 января? Этим вопросом задаются политические оппоненты Обамы, СМИ и эксперты.
Тем временем красивое заявление столкнулось с реальностью. Именно с "Гуантанамо" связано первое поражение Обамы-президента. Весной конгресс отказался выдать запрашиваемые Белым домом средства на закрытие "Гуантанамо" на том основании, что перевод подозреваемых в терроризме заключенных в американские тюрьмы несет угрозу безопасности США.
После этого Обаме пришлось неоднократно убеждать конгрессменов в обратном, обещать, что лишь немногие узники "Гуантанамо" окажутся на территории США (большинство отправятся в согласные принять их страны), а те, кто окажутся, будут тщательно охраняться. Усилия принесли плоды: конгресс дал добро на финансирование перевода узников из "Гуантанамо" в американские тюрьмы, вписав эти расходы в бюджет министерства внутренней безопасности США.
Теперь главным вопросом остаются сроки. Американские СМИ в сентябре сообщили о том, что власти вряд ли успеют закрыть Гуантанамо к январю. Следом эти предположения подтвердил и глава Пентагона Роберт Гейтс, и генпрокурор Эрик Холдер. Официальный представитель Белого дома Роберт Гиббс на одном из регулярных пресс-брифингов подчеркнул, что задача остается прежней - закрыть "Гуантанамо" вовремя, однако даты для администрации не столь важны.
"Мы концентрируемся не на том, чтобы уложиться в поставленные даты. Мы делаем акцент на том, чтобы закрыть тюрьму и сделать все необходимое для этого", - заявил тогда Гиббс.
Реформа здравоохранения
Реформа здравоохранения, является, безусловно, главным объектом внимания президента США в сфере внутренней политики. Не только потому, что ее цена составляет сотни миллиардов долларов, не только потому, что она переворачивает всю существующую систему и ужесточает "условия игры" для всемогущих страховых компаний и не только потому, что касается всех американцев. Как и в случае с "Гуантанамо", доверие президенту будет основываться на выполнении обещаний.
Вопрос назрел давно - в США отсутствует бесплатная медицина и за услуги врача платят страховые компании. Кроме того, в большинстве страховых планов прописано, что за медицинские обследования пациенты должны доплачивать из своего кармана. Стоимость медстраховки на одного человека составляет в среднем 3 тысячи долларов в год. Далеко не все американцы могут себе позволить платить такие деньги, что приводит к огромным проблемам в сфере здравоохранения. В настоящее время без страховки живут 47 миллионов жителей США (примерно шестая часть населения страны).
Реформа Обамы предполагает значительное ужесточение "правил игры" для страховых компаний, которые лишатся возможности менять условия страхования в зависимости от возникающих по ходу обстоятельств.
"Реформа даст больше безопасности и стабильности тем, у кого есть медицинская страховка. Она даст страховку тем, у кого ее нет. И она замедлит рост цен на медицинские услуги для наших семей, нашего правительства и нашего бизнеса... План реформы объединил идеи сенаторов и членов палаты представителей, демократов и республиканцев - и, да, некоторых моих оппонентов в предвыборных кампаниях", - сказал Обама, представляя реформу.
Затем президент привел детали реформы, которые, по его словам, должны знать все без исключения граждане страны.
"Во-первых, если вы входите в число сотен миллионов американцев, у кого оформлена страховка через работодателя или через социальные программы страхования Medicare или Medicaid, ничто в этой реформе не заставит вас или вашего работодателя изменить условия страховки или сменить лечащего врача", - заверил президент.
Он отметил, что реформа лишь заставит страховые компании работать более эффективно.
"Как только я подпишу этот план, страховые компании не смогут отказать вам в выплате страховки, если вы заболеете, или понизить сумму выплат тогда, когда страховка вам больше всего нужна", - подчеркнул глава государства.
Обзавестись медицинской страховкой американцы смогут и в том случае, если потеряют или сменят работу, отметил Обама.
Президент также объявил о создании "страховой биржи", где частные лица и небольшие предприятия смогут покупать медстраховки по конкурентным ценам.
"План, который я предлагаю, будет стоить порядка 900 миллиардов в течение ближайших десяти лет. Эта сумма меньше той, которую мы потратили на войны в Ираке и Афганистане, и меньше, чем сумма урезанных налогов для богатейших американцев после принятия конгрессом соответствующего закона в начале правления предыдущей администрации", - подчеркнул Обама.
Президент также заверил, что реформа здравоохранения не скажется отрицательным образом на состоянии экономики и что он не позволит никому погубить его план. По словам Обамы, затягивание принятия решения по реформе будет иметь катастрофические последствия.
Именно поэтому Обама непрерывно выступает в разных уголках страны с речами про необходимость реформы, именно поэтому абсолютное большинство его еженедельных радио- и интернет-обращений посвящены именно этой теме. Это вопрос, в котором Обама не может проиграть.
"Говоря о внутренней политике, можно констатировать, что она не была провалом, поскольку президент Обама скоро сможет подписать закон о реформе здравоохранения. Но я думаю, что это очень мучительный процесс, который, если судить о нем задним числом, мог бы быть осуществлен лучше. Но проблема здравоохранения очень сложна, и иногда реальная реформа - а не поверхностная - это довольно путаное дело, напоминающее об изречении Отто фон Бисмарка о том, что законы - как колбаса, и лучше не видеть, как они создаются", - так прокомментировал ситуацию с реформой здравоохранения вице-президент международного консалтингового агентства PBN Company Блэйк Маршалл.
Секс-меньшинства ликуют
После подписания на прошлой неделе закона о бюджете Минобороны на 2010-й финансовый год Обама вошел в историю - но благодаря не столько бюджету, сколько одному из его приложений, а именно "Акту о предотвращении преступлений на почве нетерпимости". В данном документе проявления вражды по отношению к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации впервые приравнены к преступлениям на почве расовой и религиозной нетерпимости.
По словам президента, акт позволит сократить количество преступлений "на почве того, как вы выглядите, кого любите, как молитесь и кто вы".
Попытки добиться принятия закона о защите прав секс-меньшинств предпринимались и во время президентства Билла Клинтона и Джорджа Буша-младшего. В обоих случаях эти попытки оказались безуспешными. В 1999 году законопроект отвергла палата представителей, в 2000 году палатам конгресса не удалось выработать компромиссный вариант, в 2007 году Джордж Буш-младший намекнул, что может наложить вето на законопроект. Все дальнейшие попытки Демократической партии провести законопроект наталкивались на внутрипартийные разногласия, негативное отношение консервативных политических групп и недовольство законопроектом президента Буша.
Включение законопроекта как поправки к оборонному бюджету, по всей видимости, обеспечит ему долгожданное одобрение. Между тем, разногласия вокруг законопроекта сохраняются.
"Включение противоречивого законопроекта о преступлениях на почве нетерпимости, никак не связанного с национальными оборонными вопросами, очень настораживает", - так прокомментировал решение включить законопроект в оборонный бюджет сенатор-республиканец Джефф Сешнс.
Восторженную реакцию вызвало долгожданное принятие закона у представителей секс-меньшинств, в частности у крупнейшей в США организации по защите прав сексуальных меньшинств The Human Rights Campaign ("Кампания за права человека"). В разговоре с РИА Новости представитель организации признал, что "Акт о предотвращении преступлений на почве нетерпимости" был включен в закон о бюджете Минобороны только ради скорейшего его принятия.
Соня Сотомайор
Одним из важнейших событий внутренней политики США за этот год стало выдвижение и утверждение на пост судьи Верховного суда США Сони Сотомайор, убежден профессор военно-морского колледжа при департаменте Национальной безопасности США Михаил Цыпкин.
Судьи Верховного суда остаются на своем посту пожизненно, если только не уходят по собственному желанию в отставку, как это недавно сделал Дэвид Соутер. Поэтому интерес общественности и СМИ к любым назначениям и утверждениям в Верховный суд огромен.
Назначение Сотомайор важно и по другим причинам. Она является первой кандидатурой, предложенной в Верховный суд президентом Бараком Обамой, поэтому решение сената утвердить ее стало выражением доверия сенаторов и самому президенту.
Кроме того, Сотомайор, пуэрториканка по происхождению, стала первой латиноамериканкой, вошедшей в состав Верховного суда, третьей женщиной-судьей в его истории и второй женщиной-судьей в нынешнем составе.
Сотомайор, получившая прекрасное образование в Принстоне и Йеле, служит в федеральных судах последние 17 лет. Джордж Буш-старший выдвинул ее кандидатуру на пост судьи федерального окружного суда, а Билл Клинтон предложил ей перейти в федеральный апелляционный суд.
"То очень важное, что сумел сделать Обама, а это за рубежом не замечают, потому, что не отдают себе отчета в необычайной важности в США судебной власти, - он сумел провести без политических потерь в короткое время в Верховный суд кандидатуру нового судьи Сони Сотомайор. Для американских граждан состав Верховного суда гораздо важнее, чем все остальные вещи. Все остальное можно поменять, но состав Верховного суда - более консервативный или более либеральный - это самое важное. Более того, Обама проявил большое политическое мастерство в этой ситуации", - сказал РИА Новости Цыпкин.
Подводя итоги
Рейтинг одобрения действий Обамы, согласно сентябрьскому опросу Pew Research Center, составляет 55 % - на 8% ниже, чем перед стодневным "юбилеем", но все равно высокий.
Говоря об итогах первого года правления Барака Обамы, нельзя не отметить, что важным фактором давления на новоизбранного президента были колоссальные ожидания, связанные с его кандидатурой. По мнению экспертов, пока ожидания в целом оправдываются.
"По большей части, я бы сказал, что ожидания оправдались, но с парой оговорок. Во-первых, для оценок пока еще слишком рано. Мы сможем лучше понять ситуацию следующей осенью, во время выборов в конгресс, которые придутся на середину президентского срока Обамы", - сказал вице-президент международного консалтингового агентства PBN Company Блэйк Маршалл.
Он также отметил, что высокие рейтинги доверия являются фактором давления на Обаму.
"Он на самом деле страдает от в чем-то нереалистичных ожиданий, причиной которых частично было его собственное поведение в ходе предвыборной кампании. Но перемены в Вашингтоне действительно требуют времени - это не произойдет в первый год и, может быть, даже в первый срок... Но, я думаю, это очень важно, что Белый дом идет во второй год с результатами, оправдывающими обещания предвыборной кампании", - подчеркнул Маршалл.
С Маршаллом солидарен и Цыпкин.
"Судить о результатах пребывания на посту президента Обамы можно будет в год, когда пройдут очередные выборы в палату представителей. Тут пойдут конкретные дела. По обычной стандартной формуле правящая партия, которая занимает Белый дом и контролирует палату представителей, на первых выборах после смены администрации, теряет лидерство. И то, что сейчас снижается популярность Обамы - это тоже стандартная ситуация", - убежден эксперт.
По словам Цыпкина, еще со времен президента Джимми Картера ситуация развивается по одной схеме: в течение первых 100 дней президент популярен, затем популярность идет вниз и после этого либо медленно повышается, либо остается на низком уровне.
"Исключением был президент Буш в течение первого срока, когда он получил поддержку на фоне терактов 11 сентября 2001 года. У Обамы этого нет, но я думаю, что он достаточно знает политику, чтобы не пугаться падения популярности", - отметил профессор военно-морского колледжа при департаменте Национальной безопасности США.
Цыпкин также отметил, что многие голосовали не столько за Обаму, сколько против республиканцев.
"За него голосовали разные группы, и он пытается удержать эту коалицию. Это, конечно, сложно, потому, что в результате никто в данный момент не счастлив полностью. И если республиканская партия более дисциплинирована, более гомогенна, более идейно дисциплинирована, то демократы всегда были партией разных фракций, и найти общий знаменатель для них было очень сложно", - пояснил Цыпкин.
"У американцев с новым президентом были связаны огромные ожидания. Любому человеку было бы трудно их оправдать. Учитывая проблемы, с которыми ему пришлось столкнуться, и его усилия, направленные на выполнение данных во время предвыборной кампании обещаний (таких, как реформа здравоохранения), похоже, что, в целом, люди удовлетворены", - сказал РИА Новости Джеймс Голдгайер.