НЬЮ-ЙОРК, 3 ноя - РИА Новости, Дмитрий Горностаев. Выборы мэра Нью-Йорка, в которых нынешнему беспартийному градоначальнику Майклу Блумбергу будет противостоять кандидат от Демократической партии и главный аудитор города Уильям Томпсон, состоятся во вторник.
Традиционно в этот день - первый вторник ноября - по всей Америке проходит голосование разного уровня: от выборов президента и членов конгресса США до мэров городов и членов муниципальных советов.
Уникальность нынешней кампании в крупнейшем мегаполисе Соединенных Штатов состоит в том, что действующий мэр, один из богатейших американцев, по сути вынудил местных законодателей отменить результаты двух референдумов и разрешить градоначальнику избираться на третий срок подряд. Собственно, если бы не этот факт, то сторонников у Блумберга было бы гораздо больше - ведь значительная часть жителей Нью-Йорка "обиделась" на мэра за то, что он так пренебрежительно отнесся и к их воле, и к традициям американской демократии.
Деньги - это победа?
Впрочем, иных такое упорство лишь укрепило в мысли о том, что Блумберг - решительный лидер, и уж если он что задумал, то непременно этого добьется. А добивается он своих целей, в том числе и предвыборных, простым, надежным и проверенным способом: невероятными финансовыми вливаниями в предвыборную кампанию. При этом в отличие от подавляющего большинства американских политиков, собирающих миллионные пожертвования, Блумберг все до цента берет из своего кармана, получая из городской казны всего один доллар в месяц.
Он уже побил свой же собственный 85-миллионный рекорд 2005 года по количеству личных денег, потраченных когда-либо политиком для избрания на какой-либо пост. Президентские кампании далеко отстали по этому показателю от избирательной кампании Майкла Блумберга, который уже отдал более 85 миллионов долларов на предвыборную агитацию и рекламу. От него безнадежно отстал другой любитель самофинансирования, миллионер Росс Перо, потративший лишь 63 миллиона собственных денег на борьбу с Биллом Клинтоном и Джорджем Бушем-старшим в 1992 году.
Впрочем, если деньги Перо так ничего ему и не принесли, то с Блумбергом ситуация кардинально иная. Во многом именно доллары - как их количество, так и умение грамотно с ними обращаться - привели его на пост мэра в 2001 году, сохранили за ним этот пост в 2005-м, заставили нью-йоркских законодателей изменить закон об ограничении числа сроков на посту мэра. Именно этот аргумент - о том, что в кризисные времена городу нужен человек, умеющий правильно потратить вверенные ему деньги налогоплательщиков - был главным, при помощи которого Блумберг убедил городской совет Нью-Йорка снять ограничение на третью четырехлетку.
И похоже, что все те же деньги вновь ведут их обладателя к победе.
Блумберг повсюду
Реклама Блумберга - везде, с ней нью-йоркцы проживают весь день. Ее можно обнаружить с утра в почтовом ящике, в виде заткнутого за дворник листка на лобовом стекле автомобиля, на бортах автобусов. Она на разных языках слышна в телефонных трубках в качестве автодозвона, слышна и по радио, она - на телевидении и в газетах.
Более того, сами газеты поддерживают нынешнего мэра без всякой рекламы. Так, о поддержке Блумберга уже заявила большая печатная тройка крупнейшего города США - "Нью-Йорк таймс", "Нью-Йорк дейли ньюз", "Нью-Йорк пост". С такой поддержкой и такими финансовыми возможностями проиграть опытному политику практически невозможно.
Социологические опросы подтверждают это. Последние три опроса, проведенные разными службами, давали 67-летнему Блумбергу преимущество над 56-летним Томпсоном в 15-18 пунктов. Последнее исследование общественного мнения закончилось со счетом 53-38 в пользу миллионера.
Помимо цифр в соцопросах мультимиллионеру, бывшему владельцу информационного агентства имени себя (он официально ушел из руководства медийной компании Bloomberg, чтобы побороться за пост мэра) помогают и цифры его предвыборной программы. В отличие от соперника Блумберг уже сейчас готов назвать многие параметры своих планов развития Нью-Йорка до 2013 года.
Программа на следуюший срок
И это не только экономика, но и борьба с преступностью, которую он обещает сократить на 35%, а также все более важная для американского избирателя экология. Мэр намерен посадить в городе 650 тысяч новых деревьев, сократить на 840 тысяч тонн вредные выбросы в атмосферу, еще больше уменьшить количество неэкологичного транспорта. Кстати, в этом Блумберг заметно преуспел - весь общественный транспорт перешел на гибридные, бензиново-электрические двигатели, а с прошлого года новый таксомотор можно зарегистрировать тоже исключительно с "гибридом".
Мало кто оспаривает управленческий опыт Блумберга, начинавшего в 1960-х брокером в одной из ведущих фирм на Уолл-стрит - Salomon Brothers, создавшего собственную медиа-империю на основе агентства деловой информации и заработавшего капитал, который оценивается сейчас примерно в 17,5 миллиардов долларов.
Карибский соперник градоначальника
Из предвыборных недостатков Блумберга, помимо переписывания "под себя" городского закона об ограничении количества сроков для мэра, обычно отмечают слишком большую близость к богатым финансовым кругам и - как следствие - непонимание и недостаточное удовлетворение интересов среднего класса и бедных нью-йоркцев. В этом же ряду обычно вспоминают его обещание 2001 года сократить количество бездомных на треть к 2009 году, в то время как число бомжей в Нью-Йорке, по статистике, выросло.
Впрочем, общую картину безоговорочного лидерства это не меняет.
Соперник Блумберга - темнокожий выходец из карибской семьи Билл Томпсон (его бабушка и дедушка приехали в США из небольшого островного государства Сент-Киттс и Невис) в политике тоже не новичок, но пока довольствовался средней руки постами - в городских структурах под руководством демократов. Контрольное управление Нью-Йорка он возглавляет с 2001 года.
Несмотря на заведомо проигрышные позиции, собирает немало сторонников - для такой предвыборной естественной монополии, в которую превратился Нью-Йорк при Блумберге. Вероятно, он сам прекрасно понимает всю безысходность ситуации выборов-2009, и вполне возможно, рассматривает их как старт для кампании 2013 года. Человек, бросивший вызов самому Блумбергу - это уже большой козырь на следующих выборах мэра Нью-Йорка, а уж тем более эта карта будет сильной - если поражение в 2009 году окажется не разгромным.
Сейчас, безусловно, среди надежд Томпсона - поддержка цветного населения. Ведь после победы темнокожего кандидата на выборах президента расовый фактор очевидно получил дополнительный вес в предвыборных кампаниях.
Но во многом он строит свою кампанию на критике невыполненных обещаний, неуважения прав избирателей, заботы о богатых и забвении бедных - в общем, идет от противного, опираясь в большей степени на создание негативного образа соперника, нежели своего позитивного. При известной доли умения такая тактика отрицания давала позитивные результаты в американской политической истории. Но в случае выборов мэра Нью-Йорка в 2009 году это, похоже, вряд ли сработает.
Томпсону не хватает опыта управленца и конкретики в предвыборной программе. Он обещает, что расходы городского бюджета будут сокращены, но не может ответить на вопрос, как он собирается этого добиться. При этом ряд его предложений свидетельствуют о том, что расходы, напротив, увеличатся. Так, Томпсон заявил о намерении реализовать программу бесплатных детских садов полного дня (сейчас детей берут в дошкольные учреждения лишь на три часа), но так и не сказал, откуда возьмет дополнительные средства.
Несмотря на то, что за Томпсоном стоит, казалось бы, выдвинувшая его Демократическая партия - он прошел через нелегкие первичные выборы - президент Барак Обама не спешит очень активно его поддерживать. Он лишь однажды упомянул его в своем выступлении, когда приезжал в Нью-Йорк в октябре, - да и то как бы между прочим и абсолютно без привязки к выборам. "А вот тут в зале находится еще и мой друг Томпсон", - сказал Обама.
Для сравнения: поддержка Обамы на выборах главы соседнего с Нью-Йорком штата Нью-Джерси действующего губернатора Джона Корзайна стала одним из важнейших направлений внутриполитической работы президента за последнюю неделю. Ради Корзайна Обама специально прилетел в Нью-Джерси, чтобы лично агитировать за него на предвыборном митинге.
Очевидно, такая разница в поддержке президентом двух демократов в борьбе за сравнимые по влиятельности посты связана с нежеланием Обамы ассоциироваться с заведомо непроходным кандидатом. И на это избиратели - особенно из демократического стана - обращают внимание.
Лучше Нью-Йорк в руке, чем Белый дом в небе
Как с иронией говорят в Нью-Йорке, Блумберг понял, что ему не победить демократа в борьбе за Белый дом - и тут же сделал так, чтобы не отдать демократам Нью-Йорк.
Похоже, что и в третий раз город, дающий миллионы важнейших голосов Демократической партии на федеральных выборах, управление собственным хозяйством готов отдать в руки человека, исповедующего консерватизм, во многом противоположный тому неосоциальному курсу, которым повел Америку президент Обама. Даже несмотря на то, что многие горожане считают сам факт участия Блумберга в выборах в третий раз нечестным и недемократичным.
Впрочем, как и в других крупных городах мира, где сконцентрирована значительная часть национального богатства, избиратели, в целом довольные своей жизнью - особенно по сравнению с провинцией, - готовы закрыть глаза на такие манипуляции с демократией.