Рейтинг@Mail.ru
Поклонники Марии Башкирцевой почтили ее память на кладбище в Париже - РИА Новости, 31.10.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Поклонники Марии Башкирцевой почтили ее память на кладбище в Париже

© РИА Новости / Михаил ФомичевПоклонники Марии Башкирцевой почтили ее память на кладбище в Париже
Поклонники Марии Башкирцевой почтили ее память на кладбище в Париже
Читать ria.ru в
Дзен
Башкирцева скончалась от тяжелой болезни, оставив знаменитый дневник и успев создать около 150 картин, множество рисунков и несколько скульптур. Она стала первой русской художницей, работы которой приобрел парижский Лувр.

ПАРИЖ, 31 окт - РИА Новости, Владимир Добровольский. Почитатели таланта русской художницы Марии Башкирцевой отдали дань ее памяти в Париже, где 125 лет назад оборвалась жизнь 25-летней девушки, передает корреспондент РИА Новости.

Башкирцева скончалась от тяжелой болезни, оставив знаменитый дневник и успев создать около 150 картин, множество рисунков и несколько скульптур. Она стала первой русской художницей, работы которой приобрел парижский Лувр.

Почтить память художницы возле православной часовни, построенной над ее могилой на кладбище Пасси, собрались около 30 человек: россияне, украинцы, представители российской эмиграции и поклонники русской культуры.

Панихиду отслужил клирик Трехсвятительского храма Корсунской епархии Московского патриархата.

Символ франко-русского альянса

Мария родилась на Полтавщине 12 ноября 1858 года, а во Франции оказалась в возрасте 12 лет. У Башкирцевой была единственная страсть - живопись. За три с половиной года она прошла семилетний курс Парижской Академии Рудольфа Жулиана, выставлялась на столичном Салоне. Ее творчеством восхищались Жюль Бастьен-Лепаж, Василий Суриков, Исаак Левитан.

Знаменитый дневник Башкирцевой, где она описывает свои переживания и путешествия и дает оценку французских и испанских художников, был опубликован вскоре после ее смерти. В русском переводе издание сопровождалось статьями поклонников Башкирцевой: британского премьер-министра Уильяма Гладстона и французского поэта Франсуа Коппе.

"Она - легенда. Любой мало-мальски просвещенный француз знает имя Marie Bashkirtseff - Муся Башкирцева. Она более известна, чем Бунин, как ни странно. Ее связи с французской элитой, художниками, писателями... Она живой символ того, что тогдашняя Россия - это часть Европы", - сказал РИА Новости знаменитый славист и коллекционер произведений искусства Ренэ Герра.

Башкирцева стала частью западной культуры, оставаясь славянской душой.

"Она - символ нетленности франко-русского союза. Тогда был альянс, диалог культур, по-настоящему, без всякой политики", - считает Герра.

Судьба наследия

Наследие Башкирцевой разбросано по всему миру. Около сорока ее произведений принадлежат музейным собраниям России, более двадцати - Франции, ее работы находятся в музейных коллекциях на Украине, в Греции, США, Нидерландах, Сербии и Чехии.

Фонд "Возрождение памяти Марии Башкирцевой" создает музей на ее родине - в Диканьке Полтавской области, но собрать композицию очень трудно. Ценные экспонаты хранятся в часовне на кладбище Пасси, но администрация кладбища в здание никого не пускает, поскольку не решен вопрос с собственником часовни.

"Земля под могилой была выкуплена матерью Башкирцевой и оплачена на 50 лет вперед. Когда пришло время платить, денег не было, и наследники продали землю и часовню американцу. Американец умер, не оставив наследников, а нынешний французский претендент на наследство - внучатый племянник Башкирцевой Филипп Каре - не может доказать свои права, так как его бабушка не записана в метрику", - сказала РИА Новости глава Фонда Татьяна Швец.

В часовне находится незаконченная картина Башкирцевой "Святые жены", кресло, стул, скульптуры, палитра, с которой работала Мария.

"Сейчас, когда мы создаем музей, нам очень трудно отыскивать отдельные вещи, которые принадлежали Марии. А тут это собрано воедино и нет возможности сохранить это, потому все находится в сырой часовне", - сказал Швец.

"Я боюсь, что, когда мы через несколько лет добьемся разрешения на реставрацию и консервацию этих вещей, будет поздно - мы прикоснемся, и все рассыплется", - опасается глава Фонда.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала