МОСКВА, 29 окт - РИА Новости. Более чем трехмесячная эпопея с сухогрузом Arctic Sea в четверг завершилась - судно, которое никто не хотел принимать, прибыло в мальтийский порт Ла-Валетта, а последние российские моряки, остававшиеся на его борту, в ближайшее время вылетят на родину.
Инспекция не обнаружила никаких запрещенных грузов на борту судна, и после ремонта оно, как заявил владелец финской компании-оператора Solchart, продолжит рейс, прерванный еще в конце июля.
В четверг глава финской компании Виктор Матвеев сообщил по телефону РИА Новости, что четверо российских моряков, которые более двух месяцев оставались на борту сухогруза, отправятся на родину стыковым рейсом, как только будут улажены необходимые формальности со сменным экипажем. По его словам, все четверо находятся в хорошем физическом и моральном состоянии.
"Таинственное исчезновение"
Сухогруз Arctic Sea, следовавший из Финляндии в Алжир с грузом древесины и пиломатериалов, перестал выходить на связь в конце июля и о его местонахождении ничего не было известно. Затем стали появляться сообщения, что неизвестные потребовали у компании-оператора выкуп. 16 августа судно было обнаружено в Атлантике недалеко от африканского островного государства Кабо-Верде.
Минобороны РФ сообщило, что в результате спецоперации, проведенной моряками Черноморского флота, российский экипаж из 15 человек был успешно освобожден. 11 членов экипажа были отправлены в Россию самолетом, еще четверо, включая капитана, остались на борту Arctic Sea.
По подозрению в захвате судна были задержаны восемь граждан Эстонии, Латвии и России.
Власти России и морские власти Мальты заявили, что все передвижения судна тщательно отслеживались, а не сообщалось об этом по соображениям безопасности.
Следствие и суд
После освобождения судна на нем начали работу российские следователи. На допросах члены экипажа сообщили, что группа неизвестных, захвативших судно в территориальных водах Швеции, была в черной одежде с надписью "Policia" на спине. Подойдя к судну на скоростной лодке, они, угрожая оружием, потребовали беспрекословного выполнения всех их распоряжений.
Басманный суд Москвы 21 августа санкционировал арест подозреваемых в захвате судна. Семерым из них были предъявлены обвинения в соучастии в совершении преступлений по части 3 статьи 227 и пункту "а" части 3 статьи 126 УК РФ (пиратство и похищение человека, совершенное с применением насилия, оружия, организованной группой), а восьмому - в организации преступления. Обвиняемым грозит до 20 лет лишения свободы.
Обвиняемые настаивали на своей невиновности, утверждали, что пытались спастись от шторма и настаивали на рассмотрении их дела шведским или мальтийским судом, обосновывая это тем, что инцидент произошел в территориальных водах Швеции, а судно шло под флагом Мальты. Однако Басманный суд Москвы счел, что оснований передавать уголовное дело для расследования в Швецию или на Мальту, как того просили обвиняемые, нет.
Подозрительный груз
В СМИ звучали предположения, что сухогруз мог перевозить не только древесину. В частности, выдвигались версии, что на борту были наркотики и даже ракеты С-300. Однако СКП РФ после завершения следственных действий заявил, что на борту сухогруза не было обнаружено никакого постороннего груза.
Инспекция судна, которая проводилась в течение двух дней всеми мальтийскими службами, показала "отсутствие на судне каких-либо незаконных веществ или грузов" и закончилась безапелляционным заверением, что судно "абсолютно чистое", сообщил РИА Новости глава компании-оператора Виктор Матвеев.
Никто не хотел принимать
Сухогруз еще в начале сентября был отбуксирован в район Лас-Пальмаса, где 17 сентября его должны были передать судовладельцу. Однако владелец Arctic Sea отказался принимать судно, так как представители СКП РФ якобы не смогли представить ему письменные полномочия лица, осуществлявшего передачу. Спустя несколько дней сухогруз на буксире покинул этот район.
Россия предлагала отбуксировать сухогруз в алжирский порт, поскольку получателем древесины, которую перевозил Arctic Sea, значилась алжирская компания, однако власти Алжира не разрешили заход в порт.
Сухогруз в это время находится на якорной стоянке в открытом море в районе восточнее Гибралтара в сопровождении спасательного судна и сторожевого корабля ВМФ РФ.
Затем сухогруз был отбуксирован в район Мальты, где несколько дней шли переговоры о заходе судна в порт Ла-Валетта и о приеме сухогруза судовладельцем. В четверг СКП РФ сообщил об успешном завершении переговоров по этим вопросам. Судно было передано компании-оператору и пришвартовалось в порту Ла-Валетта.
Глава оператора Arctic Sea Виктор Матвеев выразил благодарность службам ВМФ РФ, которые занимались буксировкой судна и помогали в обеспечении его жизнедеятельности после освобождения сухогруза от захватчиков. "Огромная благодарность службам ВМФ РФ и капитану первого ранга Олегу Шастову, командиру корабля "Ладный", за колоссальную поддержку в этой ситуации", - сказал собеседник агентства.
Теперь предстоит отправить на родину четверых членов экипажа, которые оставались на судне с момента освобождения от захватчиков. Тогда домой отправили 11 моряков, а последние четыре члена экипажа вернутся домой в ближайшие дни, сообщил Матвеев.
"Четверо членов экипажа в хорошем физическом и моральном состоянии, огромное им спасибо и благодарность", - сказал он.
В пятницу моряки будут сдавать дела новому экипажу, который прибудет им на смену. На это потребуется один-два дня.
После того, как будет завершена вся документальная работа и на судне будут устранены повреждения, оно продолжит рейс. Состояние судна удовлетворительное. "Оно само зашло в мальтийский порт. Требуется небольшой ремонт, который может быть произведен в порту Ла-Валетта", - сказал глава Solchart.