Рынок труда стал одним из главных индикаторов глубины экономического кризиса для России. По данным Росстата, регистрируемая безработица, в сентябре 2008 года составлявшая порядка 1,2 миллиона человек, по итогам апреля 2009 года подскочила до 2,3 миллиона человек. Летнее затишье немного «сбило температуру», но лишь до 2,1 миллиона безработных на начало октября. При этом реальное число россиян, не имеющих работы, оценивается в 6,3 миллиона человек, что сопоставимо с уровнем 1995 года. О том, какие антикризисные меры предприняло государство на рынке труда, в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Екатерине Ефимовой рассказал руководитель Федеральной службы по труду и занятости Юрий Герций.
- Юрий Викторович, какие ключевые изменения произошли на российском рынке труда за год кризиса?
- Прежде всего, мы изменили подход к участию государства в происходящих на рынке труда процессах с точки зрения взаимоотношений работодателя и работника. Мы сделали упор на поддержку работодателя с целью сохранения трудового коллектива и снижения уровня регистрируемой безработицы. Так, в непростых экономических условиях было принято решение о разработке региональных программ по стабилизации ситуации на рынках труда и существенном госфинансировании этих программ. Их реализация вкупе с другими усилиями государства позволила не допустить высвобождения около трех миллионов человек, которые потенциально могли стать безработными. В той или иной форме они сохранили работу. Таким образом, нам удалось не допустить резкого скачка регистрируемой безработицы.
- Представители каких профессий оказались в наиболее сложной ситуации?
- Прежде всего, в критической ситуации оказались регионы-доноры, регионы с высоким развитием промышленности. Произошел спад интереса к той продукции, которую они производят. Это такие отрасли, как металлургия, промпроизводство, ТЭК. Люди, занятые в этих сферах, в первую очередь оказались под угрозой увольнения.
- Эксперты прогнозируют осенний всплеск безработицы. Будет ли он?
- Я бы не называл это всплеском, но исторически осенний период и начало зимы у нас характеризуются увеличением числа обращений граждан в службы занятости. Ожидается приток за счет тех людей, которые работали летом у себя на дачных участках, просто отдыхали, были заняты на временных сельхозработах. Кроме того, прогнозируем мы и приток в службы занятости выпускников всех форм профессионального образования, которые не смогут трудоустроиться по своей специальности. Мы предполагаем, что общее число таких обращений может составить 350-400 тысяч.
- С конца апреля в России незначительно, но все же снижается регистрируемая безработица. Ранее Минздравсоцразвития задавало прогнозные рамки в 2,2-2,8 миллиона зарегистрированных безработных по итогам 2009 года. Вы склонялись к оценке 2,6 миллиона человек. Изменились ли прогнозы?
- Я предполагаю, что эта цифра будет несколько меньше – тысяч на 100-150, то есть до 2,5 миллиона человек.
- Сколько средств направил федеральный бюджет на стабилизацию ситуации в регионах, насколько эффективно они осваиваются?
- Изначально постановлением правительства на эти программы было выделено почти 43,7 миллиарда рублей. И если в начале этого года регионы заявили программы только на половину этой суммы, то сейчас, после корректировки, объем финансирования антикризисных мероприятий на региональных рынках труда составляет более 30 миллиардов 316 миллионов рублей.
Напомню, что программы включают в себя такие направления, как опережающее обучение работников, находящихся под риском увольнения, организация общественных работ, стажировок для безработных и выпускников, помощь по переезду в другую местность для трудоустройства, а также содействие в открытии своего дела.
- Сколько россиян, находящихся на грани увольнения, получили реальную помощь по этим программам?
- По состоянию на 1 октября, в программах участвуют порядка 1,8 миллиона человек. По планам, такого рода поддержкой будут охвачены в 2009 году 2 миллиона человек.
- Если говорить о конкретных направлениях региональных программ, какие из них идут лучше, а какие хуже?
- В программах опережающего обучения на 1 октября участвуют 107 тысяч человек, это неплохой показатель. В общественных работах заняты 1,594 миллиона россиян, которые находятся под угрозой увольнения. Такое направление программ позволяет им сохранить рабочее место за собой, а также обеспечить себе заработок.
Надо отметить, что в это число входят и 40,5 тысяч выпускников учебных заведений, проходящих при поддержке государства стажировки на различных предприятиях.
Возможностью переезда в другую местность для трудоустройства воспользовались 8,2 тысячи человек. Компенсация на проживание сейчас составляет 550 рублей в сутки, на эти деньги можно снять жилье, но многие россияне хотели бы переехать туда, где есть работа, на постоянное место жительства. Видимо, в дальнейшем нужно предусмотреть какие-то финансовые возможности для обустройства переезжающего: на обзаведение жильем или его ремонт. Во многих населенных пунктах в сельской местности, например, есть оставленные дома, которые можно привести в порядок и там жить.
Мы рассчитываем, что к концу года, во многом за счет молодежи, в этой подпрограмме поучаствуют 15 тысяч человек.
- А как идет подпрограмма самозанятости населения, многие ли россияне хотят открыть свое дело?
- Уже 55,3 тысячи человек уже получили поддержку, по итогам года мы рассчитываем на 64 тысячи участников. Вот простой пример из Кировской области: 55-летний слесарь-ремонтник, оставшийся в марте без работы, обратился в службу занятости с бизнес-планом по производству оконных и дверных блоков. Мужчина получил выплату почти в 60 тысяч рублей на открытие своего дела, а также компенсацию в 550 рублей за услуги нотариуса и на госпошлину. Станки для деревообработки какие-то у него были, дополнительно еще купил фрезерный станок, другое оборудование. Говорит, что его продукцию охотно покупают жители окрестных населенных пунктов, то есть бизнес пошел.
- Участились ли случаи нарушения трудовых прав работников в условиях кризиса?
- Если в отношении соблюдения безопасности условий труда мы видим некоторые проблемы, - работодатели значительно сократили свои расходы по этой статье, - то с задолженностью по зарплате, напротив, дела обстоят лучше. По данным Росстата на 1 августа, суммарная задолженность по заработной плате составила порядка 6,5 миллиона рублей, снизившись за июль почти на 10%.
В целом за допущенные нарушения трудового законодательства в первом полугодии к административной ответственности привлечено более 66 тысяч виновных должностных и юридических лиц - почти на 12% больше, чем в первом полугодии 2008 года.
- Руководство страны неоднократно говорило о том, что кризис дает стимул развитию нашей экономики, которая выйдет из него обновленной. Каких специальностей не хватает в России для долгосрочного развития экономики, с Вашей точки зрения?
- Это те профессии, представители которых могли бы четко прогнозировать развитие экономической ситуации. Под развитие новых технологий, о которых мы много говорим, также нужны специалисты. Наши выпускники, я считаю, достаточно гибки с точки зрения овладения новыми профессиями. Привлекая их, можно сформировать новые направления.
- Каким будет дефицит трудовых ресурсов в России в 10-летней перспективе, и за счет каких ресурсов его надо покрывать?
- Я считаю, что в 10-летней перспективе у нас недостатка в трудовой силе не должно быть. Развивая промышленность и правильно размещая производственный потенциал, мы можем отрегулировать процессы и потребность в рабочей силе за счет внутренней миграции и за счет привлечения иностранной трудовой силы.
- Внутренняя миграция, как показывают программы, пока плохо развивается. Кто будет осваивать Восточную Сибирь, где у нас много крупных проектов, в том числе в нефтегазовой отрасли?
- Это только первые шаги, еще не все отработано. Можно вспомнить наш восьмилетний опыт программ по переселению безработных, которые никак не были материально подкреплены, но работали. Здесь же есть материальные ресурсы. А если предусмотреть средства на обзаведение жильем для человека, который решил открыть в другой местности свое дело, то программа пойдет веселее. Напомню, что потенциальным предпринимателям государство сейчас помогает с юридическим оформлением и выплачивает «подъемные» в размере годового максимального пособия по безработице – 58,8 тысячи рублей.
Считаю также, что для нашей экономики весьма приемлем вахтовый метод работы, который интересен с точки зрения рационального размещения трудовых ресурсов и постоянного контингента населения. Во-первых, он не обременителен как для государства, так и для работодателя, а с другой стороны – дает положительный конечный результат.
- Наблюдаете ли Вы приток низкоквалифицированных трудовых мигрантов в Россию на фоне «утечки» наших высококлассных специалистов на Запад?
- Те мигранты, которые к нам приезжают не составляют даже 5% высококвалифицированных специалистов, это действительно в основном представители тех профессий, которые малопривлекательны для граждан РФ. При четком прогнозировании потребностей российской экономики в иностранной рабочей силе, никаких угроз со стороны мигрантов у нас нет.
Что касается «утечки мозгов», то хорошо известно, что чаще всего уезжают за границу молодые специалисты. Мы должны ставить перед собой задачу задержать их, создать привлекательные условия в тех отраслях и на тех предприятиях, для которых их готовили. Стажировки на предприятиях, которые мы сейчас активно поддерживаем, это первый шаг.
- В России не прекращается дискуссия о пенсионном возрасте. Как Вы считаете, как сказалось бы его увеличение на ситуации с трудовыми ресурсами?
- В России многие пенсионеры продолжают работать, и это нормальная практика. Расходы государства на содержание такого пенсионера значительно меньше: он не обращается за социальной помощью, больничный лист ему оплачивает работодатель. Я считаю, что сейчас ставить вопрос о том, что пенсионеры отрицательно влияют на ситуацию с трудовыми ресурсами нельзя. Сегодняшний пенсионный возраст, я считаю, вполне оправдан.