Рейтинг@Mail.ru
Николай Караченцов - актер, давший имя "Ленкому" - РИА Новости, 27.10.2009
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Николай Караченцов - актер, давший имя "Ленкому"

Читать ria.ru в
Дзен

Николай Караченцов, которому сегодня исполняется 65 лет, стал звездой театра и кино, хотя с детства мечтал о балете, всю жизнь служил в "Ленкоме", хотя с отличием закончил Школу-студию при МХАТе, и прославился на всю страну - благодаря своему тезке из рок-оперы "Юнона" и "Авось". Несмотря на то, что в последние годы Николай Караченцов не появляется на сцене, он по-прежнему остается любимейшим российским актером.

Между спортом и балетом

Николай Петрович Караченцов родился 27 октября 1944 года, он коренной москвич. Его отец - художник-график, много лет проработавший в журнале "Огонек". Мать, выпускница ГИТИСа, работала балетмейстером-постановщиком в крупнейших музыкальных театрах, таких как ГАБТ, Казанский музыкальный театр, Музыкальный театр Улан-Батора в Монголии и др., сообщается на сайте Международного объединенного биографического центра.

Мать часто брала Николая Караченцова на репетиции, и именно благодаря ей он открыл для себя театр еще в детстве. Правда, тогда он мечтал стать не актером, а балетным танцором.

"Считал, что лучше нет занятия, чем прыгать по сцене Большого театра. Но мама, которая была балетмейстером, кстати, меня и не пустила. Сказала, будь ты девушкой, отдала бы тебя в хореографическое училище, а так - нет. А если я не попаду на сцену Большого театра? А если не стану солистом? А если травма ноги? И в сорок лет ты становишься пенсионером… Я ей бесконечно благодарен в том числе и за то, что тогда она повлияла на мой выбор. Кто знает, как сложилась бы моя судьба…" - позже вспоминал о своем детском увлечении Караченцов в интервью "Известиям".

Отговорив сына стать артистом балета, мать отдала Николая Караченцова в одну из спортивных секций. Тогда будущий актер забыл о сцене - на некоторое время, - но увлечение танцами осталось у него на всю жизнь.

ИЗ МХАТовского в Ленком

С 10-го класса Караченцов начал готовиться к поступлению в один из московских вузов - далеко не театральный, но судьба снова столкнула его с миром театра. "За компанию" со своим другом он попал в группу "Актив" при Центральном детском театре, их обязанностью было дежурство в здании театра и слежение за соблюдением порядка школьниками.

Благодаря этому будущий актер пересмотрел весь репертуар ЦДТ, а в Клубе искусств при театре прослушал весь курс лекций для школьников, который читали известнейшие актеры того времени. А когда при ЦДТ открылась студия самодеятельности для школьников, Караченцов записался в нее одним из первых.

В 1963 году Караченцов поступил в Школу-студию имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТе. Его учителями были именитые актеры "старой" школы: Виктор Монюков, Василий Топорков, Виктор Станицын.

Вот как вспоминал актер обучение у учеников Станиславского: "Процесс репетиций был невероятно интересным. И перед самым экзаменом шли прогоны, после которых педагоги нам устраивали разборы. Станицын делал нам замечания, а перед экзаменом сказал: "А завтра я не приду". "Как???" - "Инфаркта не хочу". - "Почему?" - "Помочь я вам не смогу уже и буду видеть, что вы не то делаете. Я вам все замечания сделал, теперь работайте, как можете". И ушел. Экзамен. Мы работаем. И вдруг я увидел его в кулисе, когда играл свою сцену: на четвереньках, с багровым, потным лицом стоит народный артист Советского Союза, лауреат Ленинской и Сталинской премий Виктор Станицын и вместе со мной играет мою роль. Вот это - Школа-студия МХАТ".

Талант начинающего артиста сразу заметили. За первую же студенческую работу, Дахно в спектакле Панова "Метелица", Караченцов был удостоен приза "за лучшую мужскую роль". Особую оценку получила и его дипломная работа - Милославский в "Иване Васильевиче".

В 1967 году Караченцов с отличием окончил Школу-студию. Обычно выпускников школы автоматически "распределяли" во МХАТ, но в 1967 году в Московском театре имени Ленинского комсомола (сейчас - "Ленком") сложилась катастрофическая ситуация недобора актерского состава, и театр попросил о помощи МХАТ. Так выпускник Школы-студии МХАТ Караченцов оказался в "Ленкоме".

Николай Петрович и Николай Петрович

Связав свою творческую судьбу с "Ленкомом", актер остался ему верен навсегда. Ни разу за время работы ему не приходила мысль покинуть родные подмостки. "Уволиться из этого театра - для меня все равно что уехать в эмиграцию. Чтобы решиться на такой шаг, надо испытать какую-то сильную боль. (…) Для меня "Ленком" - целая страна, где много интересной работы", - признавался актер в интервью "Аргументам и фактам".

По словам художественного руководителя театра Марка Захарова, актер сыграл большую роль в жизни театра и это именно он подал мысль о переименовании театра имени Ленинского комсомола в "Ленком".

За многие годы на подмостках "Ленкома" Караченцов сыграл во множестве спектаклей, не только добившись любви и признания зрителей, но и обретя статус одного из ведущих актеров театра.

Одной из самых запоминающихся его театральных работ стала роль Тиля Уленшпигеля в спектакле "Тиль" Марка Захарова (1974). Благодаря новым решениям театральной постановки, острым репликам и великолепно сыгранному образу шута, хулигана и бунтаря спектакль имел оглушительный успех, а имя Николая Караченцова стало известно всей стране.

Еще больший успех принесла постановка Захарова "Юнона" и "Авось" (1981). "Видимо, - цитирует слова Николая Караченцова сайт "Наш Фильм.Ру", - звезды так встали в момент рождения "Юноны", и Бог на секунду поцеловал каждого из создателей: Марка Захарова, Андрея Вознесенского, Алексея Рыбникова, Владимира Васильева. Каждый со своей стороны выдал нечто безумно талантливое такой эмоциональной силы, такого душевного вклада, что нам не приходится сейчас сомневаться в художественной ценности получившегося произведения".

Революционный спектакль сразу же стал одной из самых знаменитых московских постановок, культовым спектаклем 1980-х и классикой на все времена. А Граф Николай Петрович Резанов для многих существует только в образе, созданном его тезкой Николаем Петровичем Караченцовым.

Сам Караченцов, игравший графа Резанова на протяжении более 20 лет, признавался, что эта роль - одна из его самых любимых. По словам актера, в этом герое ему нравится "безудержная смелость и вера в силы добра и любви".

В театре Николай Караченцов в постановках всех жанров сыграл десятки совершенно разных ролей. Среди его работ - спектакли "Автоград-21" (1973), "Ясновидящий" (1975), "Звезда и Cмерть Хоакина Мурьетты" (1976), "Гамлет" (1976), "Жестокие игры" (1979), "Оптимистическая трагедия" (1983), "Школа для эмигрантов" (1990), "Sorry" (1992), "Чешское фото" (1995) и др.

Кино, музыка и спорт

Еще в начале своей кинокарьеры - в 1975 году - Николай Караченцов снялся в фильме "Старший сын". Позже он признался в "Московском Комсомольце", что роль Владимира Бусыгина - его самая любимая.

Потом особый успех актеру принесли фильмы "Собака на сене" (1977), "Приключения Электроника" (1979), "Трест, который лопнул" (1982), "Белые росы" (1983), "Человек с бульвара Капуцинов" (1987). Как ни удивительно, но в фильмах режиссера "Ленкома" Марка Захарова Караченцов сыграл лишь небольшие роли в "Двенадцати стульях" (1977) и "Доме, который построил Свифт" (1982), отмечается на сайте rusactors.ru.

В копилке актера более 100 киноролей в картинах всех жанров: драма, приключения, комедия, детективы, исторические, музыкальные, детские фильмы и т. д. Николай Караченцов активно снимался даже в трудные для кинематографа 90-е ("Удачи вам, господа!", "Тайны дворцовых переворотов", "Цирк сгорел, и клоуны разбежались", "Петербургские тайны", "Д.Д.Д. Досье детектива Дубровского") и последующие 2000-е ("Завещание императора", "Игра в любовь", "Настоящая ночь", "На углу, у Патриарших", "Идеальная пара").

Благодаря необычайной пластике и отличной физической форме актер сам, без дублеров исполнял в фильмах сложные трюки. При этом секрета своей физической формы он не скрывал, сообщается на сайте People's History: в детстве - прыжки в воду, потом - теннис, в который ему довелось сыграть даже с первым президентом России Борисом Ельциным.

Кроме того, Караченцов сам исполнял песни: его фирменный голос с хрипотцой знаком каждому не только по мюзиклам и рок-операм, но и по кинофильмам. Актер даже записал несколько дисков с песнями.

Дорогая популярность

Популярность Караченцова была невероятна - и не только в Советском Союзе. "Мне предлагали остаться в Америке еще в те советские времена, когда была перестройка, - рассказывал актер в интервью MIGnews. - Но вот ответный вопрос - назовите мне хотя бы одного актера из нашей страны, который там реализовал бы себя разносторонне, талантливо, ярко в профессиональной деятельности? Нет ни одного имени. Есть только разряд тупых карьеристов".

Но у этой медали была и обратная сторона. Однажды, еще в советские времена, Караченцову позвонил человек и, почти рыдая, сказал, что у него несчастье, что они с женой инвалиды и у них шестеро детей, что живут в каком-то вагончике и им не на что жить. И попросил у актера одолжить 300 рублей, которые потом обещал вернуть по частям.

"Я, естественно, спрашиваю: "А почему вы именно ко мне обратились?" - рассказывал актер. - "Вы знаете, моя жена посмотрела фильм с вашим участием, и она уверена, что у вас добрая душа, что вы не сможете отказать". Я говорю: "Сто пятьдесят". Он согласился. Я поехал одалживать эти деньги, поскольку такой суммы у меня тогда при себе не было. Рассказал об этом человеке Леонову, а он говорит: "Аферист!" Так и оказалось".

В 2005 году всенародно любимый актер попал в страшную автомобильную аварию. Тогда за состоянием его здоровья следила вся страна. Сейчас Николай Караченцов чувствует себя хорошо, 27 октября он выйдет на сцену Театра Эстрады, чтобы принять поздравления от коллег и близких с 65-летием.

Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала