МОСКВА, 21 окт - РИА Новости. Банк России следует фундаментальным тенденциям в своей курсовой политике и старается объективно оценивать все плюсы и минусы текущего укрепления рубля, принимая во внимание не только интересы экспортеров и бюджета, но и пользу сильного рубля для населения и модернизации экономики, сообщил первый заместитель председателя ЦБ РФ Алексей Улюкаев в среду журналистам в кулуарах конференции UBS.
Таким образом, он вступил в заочную дискуссию с замглавы Минэкономразвития Андреем Клепачем, который считает возможное ослабление доллара до 26-27 рублей опасным для российской экономики и надеется, что этого не произойдет. Однако замминистра не исключает и укрепления рубля до предкризисных значений в 23-24 рубля за доллар при сохранении цены на нефть на уровне 80 долларов за баррель и большом притоке капитала. Экономика РФ к этому не готова, полагает Клепач.
В русле фундаментальных тенденций
Улюкаев признал, что оптимальным вариантом был бы полный отказ Центробанка от вмешательства на валютном рынке. И хотя российский регулятор пока не готов отпустить рубль в свободное плавание, он следует фундаментальным тенденциям, лишь смягчая их.
"Лучше всего он (регулятор) делает, когда отпускает (национальную валюту) в свободное плавание, тогда происходит то, что происходит. Регулятор может и противостоять этим обстоятельствам - кто-то ему может внушить, что укрепление вредно, и он будет стоять. Но регулятор может подстраиваться под обстоятельства - в общем, следовать фундаментальным тенденциям, но немножко их смягчать. Это то, что делаем мы сейчас, то есть мы смягчаем волатильность - покупаем (валюту) и отступаем, покупаем и отступаем. Мы смягчаем то движение, которое есть, потому что мы считаем, что волатильное движение чревато возвратными движениями разными, и это не полезно для нашей экономики", - рассказал первый зампред ЦБ.
К фундаментальным обстоятельствам он отнес прежде всего состояние национальной экономики и платежного баланса.
"Фундаментально национальная валюта укрепляется в том случае, если ожидания по темпу роста (национальной экономики) выше, чем ожидания по темпу роста глобальной экономики, и ослабляется, если наоборот. Если инвесторы ожидают, что экономика будет расти, то будут выше цены всех активов, стоимость капиталов, труда, недвижимости и так далее. И это отражается в укреплении национальной валюты", - сказал Улюкаев.
Другой фактор укрепления рубля - сильный платежный баланс. "Если платежный баланс устойчиво положительный (и по текущему счету и по капитальному счету), то скорее всего, предложение валюты будет больше, чем спрос на нее. Поэтому, скорее всего, будет давление на (национальную) валюту в сторону ее укрепления", - отметил он.
Все относительно
По мнению первого зампреда ЦБ, на вопрос о пользе или вреде укрепления рубля нет однозначного ответа, поэтому при принятии решений необходимо оценивать совокупность сложных и разнонаправленных факторов.
"На всех это влияет по-разному, нет общего закона, что девальвация полезна, а ревальвация вредна, или наоборот... В один период времени может быть один ответ, в другой период - другой", - считает Улюкаев.
К примеру, граждане и компании, получающие доходы в рублях, выиграют от его укрепления, а модернизация экономики получит дополнительный стимул.
"Для всех держателей активов в национальной валюте укрепление однозначно полезно - все становятся относительно богаче, могут приобрести больше товаров и услуг. Это касается населения, это касается того бизнеса, который заинтересован в развитии, модернизации, дополнительных инвестициях. Он импортирует оборудование, технологии и так далее. Для него укрепление, безусловно, благо, потому что при прочих равных условиях это стимулирует модернизацию", - сказал первый зампред ЦБ.
В то же время, укрепление российской валюты негативно сказывается на доходах экспортеров и бюджета, получающего львиную долю налогов от предприятий нефтегазового сектора.
При этом Улюкаев не склонен драматизировать ситуацию в ориентирующихся на экспорт сырьевых отраслях.
"Сырьевой экспорт больше страдает от волатильности цен, она очень большая. Поэтому это (укрепление рубля) больше всего касается экспортеров продукции с высокой степенью переработки, особенно тех, кто связан долгосрочными контрактами, кто работает в зарубежных странах в рамках научно-технического сотрудничества, строит электростанции и так далее, для них это реальные проблемы", - сказал первый зампред ЦБ.
Ряд секторов, прежде всего услуги (строительство, торговля, финансовое посредничество) вообще безразличны к фактору укрепления рубля, добавил он.
Выгоды граждан и бизнеса важнее бюджета
Улюкаев призывает в первую очередь ориентироваться на интересы населения и реальной экономики, отмечая, что негативные последствия укрепления рубля для бюджета государство способно минимизировать.
"Действительно, если экспортная пошлина номинирована в валюте, а поступает в рублях, то понятно, что одно соотношение (курсов) будет лучше для бюджета, чем другое. Но это вторично. Выгоды для реальной экономики, домашних хозяйств и бизнеса важнее, чем выгоды для бюджета... Это, безусловно, фактор, но это вторичный фактор, то есть это не связано с фундаментальными обстоятельствами экономики, это связано с системой государственной политики - государство может так выстроить бюджетную политику, что она будет меньше чувствительна к укреплению рубля", - сказал первый зампред ЦБ.