Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости.
Возможное размещение элементов системы ПРО США на Украине стало одним из самых обсуждаемых вопросов «новой конфигурации ПРО». О том, что США рассматривают возможность размещения на территории Украины радара системы ПРО, сообщил Александр Вершбоу, помощник министра обороны США, в свое время занимавший должность посла США в России. Кроме того, по поступившей в последнее время информации из различных источников, среди прочего рассматривалась возможность использования в системе ПРО уже имеющихся на Украине радаров советской системы предупреждения о ракетном нападении. При условии их соответствующей модернизации. Такой шаг мог бы потенциально стать новым поводом для крупной ссоры между Москвой и Вашингтоном, и поэтому реакция на подобную новость была достаточно нервной.
Однако на самой Украине от таких предложений быстро открестились: и президент страны Виктор Ющенко, и новый министр иностранных дел Петр Порошенко заявили, что, во-первых, «Украина таких предложений не получала» (Ющенко) и «такие предложения противоречили бы конституции Украины» (Порошенко).
Расшифровывать сказанное Вершбоу пришлось Госдепу США. «Сообщения о том, что помощник министра обороны Вершбоу заявил о наличии у США планов создать объект системы ПРО на Украине, не соответствуют действительности, - заявил официальный представитель госдепа Иэн Келли. - У Соединенных Штатов нет планов создания объекта системы ПРО в Украине. США не делали правительству Украины никакого предложения относительно площадок для радаров раннего предупреждения».
Свою лепту внес и Пентагон, которому также пришлось отдуваться за своего сотрудника. Представители Минобороны США сообщили, что журналисты неверно интерпретировали слова Вершбоу, который всего лишь заявлял, что страны восточно-европейского региона, включая Украину, могут иметь радары, позволяющие заблаговременно обнаруживать пуски ракет.
На этом историю можно было бы и закончить, если бы не подтекст, который содержится в ней. Чтобы понять его, нужно познакомиться с новой концепцией ПРО поближе.
Новая конфигурация ПРО предусматривает отказ от размещения в Европе ракет-перехватчиков GBI и развертывание там комплексов морского и наземного базирования. Эти комплексы предназначены для перехвата ракет малой и средней дальности.
Главным отличием новой конфигурации ПРО является отсутствие в новой конфигурации дальнобойных ракет-перехватчиков GBI шахтного базирования. Ракеты этого типа, с дальностью действия до нескольких тысяч километров, при их размещении в Европе могут представлять собой реальную угрозу для базирующихся в европейской части РФ соединений РВСН и стратегических ракетоносцев Северного флота.
Сейчас в Польше планируется разместить комплексы PAC-3, преимущественно ориентированные на борьбу с ракетами малой и средней дальности. Кроме того, в морях, прилегающих к Восточной Европе, могут появиться комплексы морского базирования – ракеты SM-3, размещенные на крейсерах и эсминцах ВМС, оснащенных боевой информационно-управляющей системой AEGIS. Эти системы также прежде всего предназначены для перехвата ракет средней и малой дальности. Перехватывать межконтинентальные баллистические ракеты они могут лишь на стартовом участке траектории, при условии, что находятся в непосредственной близости от стартовой позиции. Так, в настоящее время группировка «противоракетных» кораблей класса AEGIS базируется в Японии, обеспечивая возможный перехват северокорейских ракет в случае необходимости.
Ракеты SM-3 могут также быть размещены в наземных установках. В сочетании с соответствующими средствами радиоэлектронного обнаружения, такой «щит» способен реально прикрыть Европу от иранских ракет, вместе с тем, не подрывая мирового баланса сил.
Таким образом, Россия и США возвращаются к нормальному диалогу по взаимосвязанным вопросам ПРО/СНВ. В то же время очевидно, что не всех в США подобный диалог устраивает. Неизвестно, намеревался ли Вершбоу плеснуть бензином в угасающий костер, или просто проговорился, но так или иначе, заявления кадрового дипломата на подобные темы можно рассматривать как провокацию.
Показательна и скорость, с которой США дезавуировали слова Вершбоу, объявив их «неправильно понятыми». Очевидно, что в текущей ситуации переговоров по ПРО и СНВ, последнее, что нужно администрации и лично Бараку Обаме – это трения с Россией на тему Украины.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции